понедельник, 23 сентября 2019 г.

24 сентября – 100 лет со дня рождения 

Константина Дмитриевича Воробьёва 

(1919-1975), русского писателя




100-летие со дня рождения писателя Константина Воробьева отмечается в сентябре. Мы помним его по книгам «Это мы, Господи!» и «Убиты под Москвой».

В армии писал очерки для газеты армейской. И была в его статьях такая глубина, что после демобилизации Воробьева позвали в газету Московской военной академии. Оттуда получил он направление в Высшее пехотное училище. Миллионы мечтали попасть в роту кремлевских курсантов! Но тут началась война, и рота красавцев-мальчишек полегла под Москвой почти в полном составе. Тяжело контуженный под Клином Костя Воробьев очнулся в плену.
Полицейские — хуже немцев по жестокости. Ржевский пересыльный лагерь быстро открыл эту истину... Издевательства, унижения. 80 граммов хлеба в неделю. Снег на территории лагеря съеден. Он видел, как люди превращались в зверей...
Призрачный шанс выжить оставался лишь у того, кто вопреки всему не терял человеческого достоинства и чистил зубы щепкой, не зная, наступит ли для него завтрашний день. Из пересылки Воробьев попал в лагерь в Вязьме. Тут его неделю убивал, но не смог убить тиф. Потом был Смоленск, за ним следом — Каунас. Тут Воробьев решился на первый побег, но через час был схвачен, избит до полусмерти и вскоре отправлен в Саласпилс. Он понимал лишь одно: можно убить его, но не его гордость и не стремление к свободе, и с отчаянием самоубийцы совершил невероятное вторично: во время переброски пленников в лагерь смерти выбил окно в вагоне и «ушел».
В этот раз свобода длилась месяц. Найденного беглеца бросили в тюрьму в Паневежисе, а затем перевели в Шяуляй. Там их возили на работы. 24 сентября, в день рождения, Воробьев убежит в третий раз. Его жажда жизни и ненависть к рабству были неистребимы.
…Изможденный до предела, он лежал в лесу, глядя в равнодушное небо. Сил больше не было. Он вспоминал, как заключенные рвали на куски приведенную к ним полудохлую лошадь, и как немцы, назабавлявшись, прошивали толпу обезумевших людей и растерзанное тело лошади автоматными очередями. Вспоминал, с каким наслаждением втаптывали его голову в грязь красивые немецкие сапоги. Вспоминал лица тех, кто встречал смерть как облегчение.
И понимал, что сил жить у него уже нет, но в том, что он уйдет, не описав увиденного, это великий, черный грех... Ведь мир должен знать!..
  А еще он писал… Страшно и просто. В чудовищной мясорубке войны, перемалывающей тела, судьбы и души, он не находил ничего, что хоть как-то могло ее оправдать, и не уставал удивляться тому потенциалу человеческого, что оставался неубиваемым вопреки пыткам, лишениям, попранию достоинства. Война не отпускала его, даже завершившись...

  Всю жизнь Константина Воробьева, яркого представителя послевоенной прозы, можно  проследить по его произведениям. История страны в них тесно переплетена с судьбами простых людей. Воробьев писал о том, что пережил сам: коллективизацию, фронты Великой Отечественной, немецкий плен, партизанщину. И в каждом слове его прозы – правда.






пятница, 13 сентября 2019 г.


13 сентября – 125 лет со дня рождения Джона

 Бойнтона Пристли (1894-1984), английского 

писателя, драматурга


Будущий автор родился 13 сентября 1894 года в Англии, городе Брадфорде, что находится в графстве Уэст-Йоркшир на севере страны. Отец Джона Пристли был учителем. После окончания Первой мировой войны, в которой Пристли принимал участие, он поступил в Кембриджский университет – одно из самых крупных и старых учебных заведений в Англии. В университете Джон Пристли изучал литературу. В 1924 году была опубликована его первая книга под названием «Фигуры в современной литературе», позже – вторая работа «Английские комические характеры». Это были не художественные романы, а литературная критика и анализ чужих произведений. 
Авторству Джона Бойнтона Пристли принадлежит более 30 пьес, около десятка романов, а также несколько эссе и литературно-исторических работ. 


   


суббота, 7 сентября 2019 г.

10 сентября – 125 лет со дня рождения

 Александра Петровича Довженко (1894-1956), 

советского кинорежиссера, сценариста, 

украинского писателя


пятница, 6 сентября 2019 г.

Международный день памяти жертв фашизма

Не траурный мрамор, не скорбный гранит,
Не статуй и стел миллионы -
Лишь память людская навек сохранит
Те муки, и слезы, и стоны.
Не может быть кто-то превыше других, 
И это доказано жизнью!
И значит, сегодня мы вспомним о них,
О павших, о жертвах фашизма...

      День памяти жертв фашизма - это, пожалуй, одна из самых трагичных дат в современной истории нашей страны. В этот день мы вспоминаем тех, кто погиб во время военных действий, умерли от голода или были замучены до смерти в концлагерях.

четверг, 20 июня 2019 г.


Опаленные огнем войны


22 июня - день памяти и скорби
22 июня – эта дата глубоко врезалась в память людей, навечно вошла в историю нашей страны. В памяти людей до сих пор живут воспоминания о том суровом времени. Линия фронта в годы войны проходила не только по полям сражений, она продолжалась в цехах и на полях, где выращивался хлеб для фронта, в каждом доме, где ждали, любили, делали все возможное и невозможное для Победы.

Вечная
       слава
             героям! 
Вечная слава! 
Вечная слава! 
Вечная
       слава
             героям! 
Слава героям! 
Слава!! 

…Но зачем она им,
                    эта слава, - 
мёртвым? 
Для чего она им,
                 эта слава, - 
павшим? 
Всё живое - 
спасшим. 
Себя - 
не спасшим. 
Для чего она им,
                 эта слава, - 
мёртвым?.. 
Пусть
      не все герои, - 
те, 
кто погибли, - 
павшим 
вечная слава! 
Вечная
       слава!! 

Вспомним всех поимённо, 
горем
      вспомним
               своим… 
Это нужно - 
не мёртвым! 
Это надо - 
живым! 
Вспомним
         гордо и прямо 
погибших в борьбе… 











среда, 5 июня 2019 г.

В мастерской великого поэта
(К 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина)

Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду и людям труда… И ещё мы любим и постоянно оплакиваем Пушкина, потому что он погиб за честь свою и честь своей поэзии. Вот это многогранное единство, эту гармонию личности и в творчестве, и в жизни хотелось бы донести до всех, кто вступает на пушкинскую тропу.   
Д. С. Лихачев

 Гоголь в своё время сказал про Пушкина, что «это русский человек в конечном его развитии, в каком  он, быть может, явится через двести лет». К словам гигантов той эпохи можно относиться по-разному,  но одно совершенно верно и точно: Пушкин в нашей жизни присутствует буквально в каждом дне. Ведь редко какой человек обойдется в своей речи или не узнает меткие выражения, щедро рассыпанные пушкинским гением по страницам его произведений. А ведь то, что вошло в обиходную речь нескольких поколений, можно по праву считать культурным кодом страны. Частью культурного кода можно назвать и те образы, которые пришли к нам из пушкинской эпохи.
   Музеи России радуют портретами людей пушкинской эпохи уже не одно поколение любителей не только старины (как теперь уже можно сказать), но и ценителей своей личной истории. Ведь  с большинством своих предков мы не имеем возможности познакомиться, если никто не озаботился перенести их образ на полотно, не набросал в рисунках торопливых, или не заключил заботливо в камеи и медальоны.
   Не всегда это работы таких прославивших своё время художников, как Орест Кипренский, Владимир Боровиковский, или Василий Тропинин. Но тем интереснее находки музейщиков, искусствоведов и коллекционеров. Владимир Варнек, потомок известного художника пушкинского времени, с огромным увлечением изучает творчество своего талантливого пращура и историю той великой эпохи. Плоды его исканий вы видите в данном проекте. Это история русского духа, истоки нашей ментальности.
«Интересно и важно сопоставить различные этапы жизни образа Пушкина в культурной памяти. Это поможет понять, чем были вызваны нападки на поэта в последние годы его жизни, почему размежевались суждения о нем после трагической гибели, отчего на разных витках истории культуры порой ставилось под сомнение само право Пушкина влиять на духовную жизнь потомков. 
Современные исследования Пушкина расширяются и развиваются не только в России, но и на Западе. Ученых, биографов и читателей поэта все больше привлекают особенности пушкинского исторического мышления, философские мотивы его творчества, неисчерпаемость гения, его удивительный протеизм.  В уникальности гения Пушкина западный мир открывает особенности русского характера, пример творческого и нравственного совершенства.
"...за два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в "литературное наследие" По определению Ю. М. Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт. По настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета: они "идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим". 



Библиография:
  1. Пушкин А.С.
    Памятник [Текст] / А. С. Пушкин. - М : Моск.учебники, 2007. - 47 с. - 16.40.
    П 913
  2. Пушкин А.С.
    Лирика [Текст] / А. С. Пушкин. - М : Эксмо, 2005. - 352 с. - 97.98.
    П 913
  3. Пушкин и Филарет, метрополит Московский и Коломенский. - М : Моск.учебники, 2003. - 240 с : ил. - 303.60.
    П 913
  4. Пушкин и Филарет, Митрополит Московский и Коломенский:Альбом-каталог выставки в Гос.музее им.А.С.Пушкина [Текст] . - М : Моск.учебники, 2003. - 240 с. : ил. - 303.60.
    П 912
  5. Непомнящий В.
    Пушкин. Избранные работы 1960-х - 1990-х гг. [Текст] / В. Непомнящий. - М : Моск.учеб., 2001. - 496 с. - 97.54.
    Н 535
  6. Пушкин А.С.
    Стихотворения [Текст] / А. С. Пушкин. - М. : Просвещение, 1994. - 608 с. - 65.83.
    П 912
  7. Абрамович С.Л.
    Пушкин. Последний год.:Хроника. Январь 1836 - январь 1837 [Текст] / С. Л. Абрамович. - М : :Сов.писатель, 1991. - 620 с : ил. - 73.84.
    А 162
  8. Абрамович С.Л.
    Пушкин. Последний год: Хроника: январь 1836- январь 1837 [Текст] / С. Л. Абрамович. - М. : Сов.писатель, 1991. - 624 с. : ил.
    А 162
  9. Гроссман Л.П.
    Записки Д"Аршиака. Пушкин в театральных креслах [Текст] / Л. П. Гроссман. - М : Художественная литература, 1990. - 462 с. - 102.00.
    Г 887
  10. Пушкин А.С.
    Избранные сочинения [Текст] / А. С. Пушкин. - М : Художественная литература, 1990. - 654 с. - 119.00.
    П 913
  11. Керн А.П.
    Воспоминания. Дневники. Переписка [Текст] / А. П. Керн. - М. : Правда, 1989. - 480 с. : ил. - 64.60.
    К 362
  12. Керцелли Л.Ф.
    Мир Пушкина в его рисунках. [Текст] / Л. Ф. Керцелли. - М. : Моск.рабочий, 1988. - 430 с. : ил. - 170.00.
    К 365
  13. Керн А.П.
    Воспоминания о Пушкине [Текст] / А. П. Керн. - М. : Сов.Россия, 1987. - 416 с. : ил. - 44.20.
    К 362
  14. Щеголев П.Е.
    Дуэль и смерть Пушкин: Исследование и материалы [Текст] / П. Е. Щеголев. - М : Книга, 1987. - 576 с. - 129.20.
    Щ 341
  15. Невелев Г.А.
    "Истина сильнее царя…" ( А.С.Пушкин над историей декабристов) [Текст] / Г. А. Невелев. - М : Мысль, 1985. - 205 : ил. - 40.80.
    Н 401
  16. Эйдельман Н.Я.
    Пушкин. История и современность в художественном сознании поэта [Текст] / Н. Я. Эйдельман. - М : Сов.писатель, 1984. - 368 с. - 57.80.
    Э 349
  17. Павлова Е.В.
    А.С.Пушкин в портретах.-В 2-х кн. [Текст] / Е. В. Павлова. - М. : Сов.художник, 1983. - 600 с. : ил. - 285.60.
    П 12

понедельник, 20 мая 2019 г.

21 мая – 95 лет со дня рождения русского писателя Б. Л. Васильева (1924-2013)

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Родом из дворян, отец Васильев Лев Александрович – кадровый офицер царской, Красной и Советской армии, “чудом  пережил три  армейских чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии…” (“Век необычайный”, М., 2003).  Мать, урожденная Алексеева – Елена Николаевна Тихонова – из известного старинного дворянского рода, связанного  с именами Пушкина и Льва Толстого.
Поколение Васильева – первое поколение, родившееся после окончания открытой гражданской войны, оказалось поколением, выросшим в состоянии продолжающейся скрытой гражданской войны.  
“Конечно, мы не ощущали всего ужаса перманентного террора, – напишет он позже, – но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Нам в наследство досталось полностью разрушенное правовое пространство, а нашим внукам – разрушенное идейное… Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком:  чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь”.
Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе  с детства переплелись в его сознании. Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда закончил 9-й класс, началась Великая Отечественная война.
Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе  истребительского комсомольского батальона, и 3-го июля 1941 года  был направлен под Смоленск. Попал в окружение,  вышел из него в октябре 1941 г., потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе  был направлен, сперва в кавалерийскую, а затем  в пулеметную  полковую школу, которую и закончил. Служил в  8-м воздушно-десантном   гвардейском полку 3-й  гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время  воздушного десанта  16 марта 1943 года  попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.
Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированный войск, где встретил свою будущую жену – Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую   его постоянной спутницей. После  окончания  в 1946 году инженерного факультета академии  работал  испытателем  колесных и гусеничных машин на Урале. Демобилизовался в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте о демобилизации  назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.
Непросто складывалась судьба первого прозаического произведения Васильева    “Иванов катер” (М.,1967) – А.Т.Твардовский принял повесть  для публикации в “Новом мире”. Но после его смерти она почти три года  пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 (“Новый мир”, № 8, 9). К этому времени в журнале “Юность” (1969, № 8) уже была напечатана другая повесть автора –  “А зори здесь тихие…”. Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать в ысоту. “Зори…” многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе  Государственной премии СССР.
Замысел повести возник у Васильева в результате внутреннего несогласия с тем, как освещаются в литературе  те или иные военные события и проблемы. Серьезная увлеченность “лейтенантской прозой” сменилась с годами убежденностью, что он видит войну совсем другими глазами. Васильев вдруг осознал, что это не “его” война. Его  притягивают судьбы  тех, кто оказался на войне оторванным от своих, лишенным  связи,  поддержки, медицинской помощи, кто, защищая Родину до последней капли крови, до последнего дыхания, должен был рассчитывать только на собственные силы и решения. Тут не мог не сказаться военный опыт писателя. Мотив патриотизма звучит в повести  высоко и трагично, и, вместе с тем, проза эта устремлена навстречу вечно продолжающейся жизни.
Тихие зори на 171-м разъезде, на крошечном, насчитывающем всего-то двенадцать дворов, клочке земли, со всех сторон окруженном войной, становятся молчаливыми свидетельницами  поразительного противостояния пятерых девочек-зенитчиц матерым вражеским десантникам. А в действительности –  женского противостояния   войне, насилию, убийствам, всему тому, с чем несовместима сама суть женщины. Одна за другой обрываются пять судеб, и с каждой,   почти осязаемо, становятся   тише и тише  зори над землей. И так же  поразят они, тихие зори, тех, кто придет сюда  через годы после окончания войны и прочитает ее страницы заново.
Повесть  вобрала в себя характерные особенности васильевской прозы. Ее философско-нравственная, с мелодраматическим оттенком,   составляющая несет на себе печать авторской личности – романтически увлекающейся, чуткой и слегка сентиментальной, склонной к иронии и прозорливой. Это проза мужественного и честного писателя, органически не принимающего компромисса между истиной и ложью.
Борис Васильев не щадит читателя: концовки его произведений в основном трагичны, ибо он убежден, что искусство не должно выступать в роли утешителя, его функции – обнажать перед людьми, жизненные опасности в любых их проявлениях, будить  совесть и учить сочувствию и добру.
Тему войны и судьбы поколения,  для которого война стала главным событием в жизни, Васильев  продолжил в повестях “В списках не значился” (1974); “Великолепная шестерка” (1980), “Вы чье, старичье?” (1982), “Неопалимая купина” (1986), “Завтра была война” (1986), и других.
Основанная на документальном материале повесть “В списках не значился” может быть отнесена к  жанру романтической притчи. Сложный фронтовой путь  главного героя, лейтенанта Плужникова, которому автор дал имя своего погибшего школьного товарища, путь преодоления лишений, страха смерти, голода и усталости, приводит к укреплению в молодом человеке  чувства достоинства, обращает его к тем ценностям, которые были  заложены в нем  семейными преданиями, приобщенностью к отечественной истории и культуре:  долгу, чести, наконец, патриотизму – чувству, по-васильеву, интимному и  сокровенному.
В начале 80-х гг. Васильев публикует два произведения,  очень близких по внутренней проблематике. Это – автобиографическая повесть “Летят мои кони” (1984), глубоко искренняя и полная тепла по отношению ко всему, что составляло его юность, и повесть “Завтра была война” – наверное, одно из наиболее жестких произведений  писателя.  На его  страницах зловеще царит предвоенная эпоха, в столкновении с напором которой ломаются, подлеют, опустошаются или, наоборот, закаляются души и характеры и подростков, и взрослых. Идет процесс ломки старой культуры и создания новой, а, значит, и изменения системы нравственных координат.
Рассказы  Васильева о  послевоенных судьбах фронтовиков неизменно  проникнуты горечью –  слишком многие из недавних солдат оказались потерянными в мирной жизни, –  и чувством  вины перед ними за равнодушие и бессердечие общества. Писатель видит в этом закономерные последствия войны,  ни миллионные жертвы которой, ни громкие победы не в силах предотвратить чудовищное падение нравов воюющих сторон. Война узаконивает убийства и развращает души вседозволенностью, она возвращает в мирную жизнь  людей опустошенных. А это опасно сказывается и на последующих поколениях, и на ходе всей истории.
Сочинения
Собрания сочинений
  • Собрание сочинений в восьми томах. — М., «Русич», 1994. — Т. 1-5.
  • Собрание сочинений в пяти томах. — М., Вагриус, 1999. — 5 000 экз.
  • Избранное в двух томах. — М., 1988
  • Собрание сочинений в трёх томах. М., Любимая Россия, 2004
  • Собрание сочинений в 12-ти томах. – М., 2012
  • Собрание сочинений в 8-ми томах. – М., 2014
Отдельные произведения и сборники
  • А зори здесь тихие // Юность, 1969, № 8. Повесть
  • В списках не значился // Юность, 1974, № 2, 3, 4. Повесть
  • Вам привет от бабы Леры. Роман // Нева, 1988, № 12, с. 6-91
  • Великолепная шестёрка // Юность, 1980, № 6. Рассказ
  • Ветеран // Юность, 1976, № 4. Рассказ
  • В списках не значился // Юность, 1972
  • Встречный бой // Юность, 1979, № 5. Повесть
  • Вы чьё, старичьё? // Новый мир, 1982, № 5. Рассказ
  • Гибель богинь // Нева, 1986, № 7. Повесть
  • Глухомань. (2001) Роман
  • Длинный день (1960) Сценарий к фильму
  • Жила-была Клавочка // Юность, 1987, № 1. Повесть
  • Завтра была война // Юность, 1984, № 6. Повесть
  • Иванов катер // Новый мир, 1970, № 8, 9. Повесть
  • Кажется, со мной пойдут в разведку // Юность, 1980, № 2. Повесть
  • Карнавал // Согласие, 1991, № 1, 2. Повесть
  • Капля за каплей. Повесть. 1991.
  • Красные жемчуга. Повесть
  • Короткая рокировка. Повесть
  • Летят мои кони… Повесть о своем времени // Юность, 1982, № 6. Повесть
  • «Мир восклицательный знак» // Юность, 1985, № 6. Рассказ
  • Не стреляйте белых лебедей // Юность, 1973, № 6, 7. Роман
  • Неопалимая купина // Знамя, 1986, № 2. Рассказ
  • Очередной рейс (1958). Сценарий к фильму
  • Очередь. Рассказ // Огонёк, 1988, № 16, с. 20-24
  • Победители. Повесть
  • Пятница // Юность, 1970, № 6. Рассказ
  • Розыск продолжать // Смена, 1986, № 16, 17, 18. Повесть
  • Рослик пропал. Повесть
  • Самый последний день… // Юность, 1970, № 11. Повесть
  • Скобелев, или Есть только миг… (является ответвлением от романа «Были и не были»)
  • Старая «Олимпия» // Юность, 1975, № 6. Рассказ
  • Стучите и откроется. (1955) Пьеса
  • Суд да дело… // Человек и закон, 1983, № 11-12. Повесть
  • Танкисты. [Офицеры] (1954) Пьеса
  • «Холодно, холодно…» Рассказ
  • Экспонат №… // Юность, 1986, № 3.

пятница, 17 мая 2019 г.

20 мая – 220 лет со дня рождения французского писателя Оноре де Бальзака (1799-1850)


Оноре де Бальзак (фр. Honoré de Balzac) — французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе.
Крупнейшее произведение Бальзака — серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателю французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на творчество таких крупных писателей, как Чарльз Диккенс, Фёдор Достоевский, Эмиль Золя, Уильям Фолкнер и других.
Оноре де Бальзак родился в Туре в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса (Balssa) (22.06.1746—19.06.1829). Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597—1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком. Мать Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье (1778—1853) была значительно моложе своего супруга и даже пережила своего сына. Она происходила из семьи парижского торговца сукном.
Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807—1813 годах Бальзак учился в Вандомском коллеже, в 1816—1819 — в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил… В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства коллежа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.
Директор училища Марешаль-Дюплесси писал в своих воспоминаниях о Бальзаке: «Начиная с четвёртого класса его парта всегда была полна писаниями…». Оноре с ранних лет увлекался чтением, особенно его привлекало творчество Руссо, Монтескье, Гольбаха, Гельвеция и других французских просветителей. Также он пробовал писать стихи и пьесы, однако его детские рукописи не сохранились. Его сочинение «Трактат о воле» было отнято учителем и сожжено на его глазах. Позже свои годы детства в учебном заведении писатель опишет в романах «Луи Ламбер», «Лилия в долине» и в других.
После 1823 года напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». Бальзак стремился следовать литературной моде, и позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них. В 1825—1828 годах попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.
В 1829 году выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга — исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). На формирование Бальзака как писателя оказали влияние исторические романы Вальтера Скотта. Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L'Élixir de longue vie, 1830—1831, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть «Гобсек» (Gobseck, 1830) привлекли внимание читателя и критики. В 1831 году Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа»(La Peau de chagrin) и начинает роман «Тридцатилетняя женщина» (фр.) (La femme de trente ans). Цикл «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 1832—1837) — ироническая стилизация под новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (Séraphîta, 1835) отразилось увлечение Бальзака мистическими концепциями Э. Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена.

В созданных первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему жизни Франции: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы — купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты — семья, государство, армия.
В 1845 году писатель был награждён орденом Почётного легиона.
Оноре де Бальзак умер 18 августа 1850 года, на 52-м году жизни. Причина смерти — гангрена, развившаяся после того, как он поранил ногу об уголок кровати. Однако смертельная болезнь была лишь осложнением длившегося несколько лет мучительного недомогания, связанного с разрушением кровеносных сосудов, — предположительно, артериита.
Бальзак был похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез. «Хоронить его вышли все писатели Франции». От часовни, где с ним прощались, и до церкви, где его отпевали, среди несущих гроб людей были Александр Дюма и Виктор Гюго.
Бипблиограия
Предисловие к «Человеческой комедии» (статья, 1842) 
Дом кошки, играющей в мяч (повесть, 1829)
Загородный бал (рассказ, 1829) 
Вендетта (рассказ, 1830) 
Побочная семья (повесть, 1830-1840) 
Супружеское согласие (рассказ, 1829) 
Гобсек (повесть, 1830) 
Силуэт женщины (рассказ, 1830) 
Второй силуэт женщины (повесть, 1839-1842)
Госпожа Фирмиани (рассказ, 1832)
Полковник Шабер (повесть, 1832) 
Тридцатилетняя женщина (повесть, 1828-1844) 
Отец Горио (роман, 1834)
Покинутая женщина (рассказ, 1832)
Поручение (рассказ, 1832) 
Брачный контракт (повесть, 1835) 
Обедня безбожника (рассказ, 1836) 
Дело об опеке (повесть, 1836) 
Дочь Евы (повесть, 1838)
Онорина (повесть, 1843)
Мнимая любовница (повесть, 1842)
Альбер Саварюс (повесть, 1842)
Беатриса (роман, 1838-1844)
Первые шаги в жизни (повесть, 1842)
Модеста Миньон (роман, 1844)
Турский священник (повесть, 1832)
Евгения Гранде (роман, 1833)
Прославленный Годиссар (рассказ, 1834)
Старая дева (повесть, 1836)
Музей древностей (роман, 1837)
Пьеретта (повесть, 1839)
Жизнь холостяка (Баламутка) (роман, 1842)
Провинциальная муза (повесть, 1843-1844)
Лилия долины (роман, 1835)
Утраченные иллюзии (роман, 1835-1843)
Шагреневая кожа (роман, 1830-1831)
Эликсир долголетия (рассказ, 1830)
Иисус Христос во Фландрии (рассказ, 1831) 
Красная гостиница (рассказ, 1831)
Неведомый шедевр (повесть, 1832) 
Прощай! (рассказ, 1830) 
Мэтр Корнелиус (повесть, 1831) 
Луи Ламбер (повесть, 1832)
Поиски Абсолюта (роман, 1834)
Мараны (повесть, 1832) 
Драма на берегу моря (новелла, 1834) 
Прощенный Мельмот (новелла, 1835)
Проклятое дитя (повесть, 1831-1836) 
Гамбара (повесть, 1837)
Об Екатерине Медичи (монография, 1828)

понедельник, 15 апреля 2019 г.

14 апреля – 275 лет со дня рождения русского драматурга Д.И. Фонвизина 
(1744-1792)


«Отец русской комедии», «сатиры смелый властелин», «северный Мольер» — всё это автор знаменитых комедий «Бригадир» и «Недоросль» Денис Фонвизин. Писатель екатерининской эпохи за свою недолгую жизнь успел преобразовать русскую культуру, дипломатию, классическую и переводную литературу. Рассказываем, как потомок рыцарского рода стал видным литератором XVIII века.
В 1782 году Фонвизин закончил свою главную комедию — «Недоросль». Правительство и дворянство враждебно встретили пьесу — они были против сатирической постановки. Цензуру помог обойти Никита Панин. Премьеру затягивали, но вскоре сочинение поставили в двух столицах. 24 сентября 1782 года в театре Книппера пьесу представили петербургской публике, а 14 мая 1783 года в театре Медокса — московской.
Режиссировал спектакль и распределял роли сам Фонвизин: Стародума играл талантливый актер Иван Дмитревский, а Правдина — артист Плавильщиков. Зрители приняли пьесу с восторгом, а вот Екатерине II она не понравилась: из-за резкой сатиры на дворянские традиции Фонвизин до конца жизни оставался у императрицы в немилости.

Фонвизин стал готовить к изданию собственный сатирический журнал «Друг честных людей, или Стародум». Однако Екатерина II его запретила. Она также не одобрила и полное собрание сочинений писателя.
В 1791 году писателя четыре раза поражал апоплексический удар. Несмотря на тяжелую болезнь, Денис Фонвизин работал над автобиографией «Чистосердечное признание». Правда, закончить он ее не успел. Писатель умер в декабре 1792 года, его похоронили в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.