понедельник, 20 мая 2019 г.

21 мая – 95 лет со дня рождения русского писателя Б. Л. Васильева (1924-2013)

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Родом из дворян, отец Васильев Лев Александрович – кадровый офицер царской, Красной и Советской армии, “чудом  пережил три  армейских чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии…” (“Век необычайный”, М., 2003).  Мать, урожденная Алексеева – Елена Николаевна Тихонова – из известного старинного дворянского рода, связанного  с именами Пушкина и Льва Толстого.
Поколение Васильева – первое поколение, родившееся после окончания открытой гражданской войны, оказалось поколением, выросшим в состоянии продолжающейся скрытой гражданской войны.  
“Конечно, мы не ощущали всего ужаса перманентного террора, – напишет он позже, – но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Нам в наследство досталось полностью разрушенное правовое пространство, а нашим внукам – разрушенное идейное… Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком:  чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь”.
Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе  с детства переплелись в его сознании. Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда закончил 9-й класс, началась Великая Отечественная война.
Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе  истребительского комсомольского батальона, и 3-го июля 1941 года  был направлен под Смоленск. Попал в окружение,  вышел из него в октябре 1941 г., потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе  был направлен, сперва в кавалерийскую, а затем  в пулеметную  полковую школу, которую и закончил. Служил в  8-м воздушно-десантном   гвардейском полку 3-й  гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время  воздушного десанта  16 марта 1943 года  попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.
Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированный войск, где встретил свою будущую жену – Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую   его постоянной спутницей. После  окончания  в 1946 году инженерного факультета академии  работал  испытателем  колесных и гусеничных машин на Урале. Демобилизовался в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте о демобилизации  назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.
Непросто складывалась судьба первого прозаического произведения Васильева    “Иванов катер” (М.,1967) – А.Т.Твардовский принял повесть  для публикации в “Новом мире”. Но после его смерти она почти три года  пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 (“Новый мир”, № 8, 9). К этому времени в журнале “Юность” (1969, № 8) уже была напечатана другая повесть автора –  “А зори здесь тихие…”. Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать в ысоту. “Зори…” многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе  Государственной премии СССР.
Замысел повести возник у Васильева в результате внутреннего несогласия с тем, как освещаются в литературе  те или иные военные события и проблемы. Серьезная увлеченность “лейтенантской прозой” сменилась с годами убежденностью, что он видит войну совсем другими глазами. Васильев вдруг осознал, что это не “его” война. Его  притягивают судьбы  тех, кто оказался на войне оторванным от своих, лишенным  связи,  поддержки, медицинской помощи, кто, защищая Родину до последней капли крови, до последнего дыхания, должен был рассчитывать только на собственные силы и решения. Тут не мог не сказаться военный опыт писателя. Мотив патриотизма звучит в повести  высоко и трагично, и, вместе с тем, проза эта устремлена навстречу вечно продолжающейся жизни.
Тихие зори на 171-м разъезде, на крошечном, насчитывающем всего-то двенадцать дворов, клочке земли, со всех сторон окруженном войной, становятся молчаливыми свидетельницами  поразительного противостояния пятерых девочек-зенитчиц матерым вражеским десантникам. А в действительности –  женского противостояния   войне, насилию, убийствам, всему тому, с чем несовместима сама суть женщины. Одна за другой обрываются пять судеб, и с каждой,   почти осязаемо, становятся   тише и тише  зори над землей. И так же  поразят они, тихие зори, тех, кто придет сюда  через годы после окончания войны и прочитает ее страницы заново.
Повесть  вобрала в себя характерные особенности васильевской прозы. Ее философско-нравственная, с мелодраматическим оттенком,   составляющая несет на себе печать авторской личности – романтически увлекающейся, чуткой и слегка сентиментальной, склонной к иронии и прозорливой. Это проза мужественного и честного писателя, органически не принимающего компромисса между истиной и ложью.
Борис Васильев не щадит читателя: концовки его произведений в основном трагичны, ибо он убежден, что искусство не должно выступать в роли утешителя, его функции – обнажать перед людьми, жизненные опасности в любых их проявлениях, будить  совесть и учить сочувствию и добру.
Тему войны и судьбы поколения,  для которого война стала главным событием в жизни, Васильев  продолжил в повестях “В списках не значился” (1974); “Великолепная шестерка” (1980), “Вы чье, старичье?” (1982), “Неопалимая купина” (1986), “Завтра была война” (1986), и других.
Основанная на документальном материале повесть “В списках не значился” может быть отнесена к  жанру романтической притчи. Сложный фронтовой путь  главного героя, лейтенанта Плужникова, которому автор дал имя своего погибшего школьного товарища, путь преодоления лишений, страха смерти, голода и усталости, приводит к укреплению в молодом человеке  чувства достоинства, обращает его к тем ценностям, которые были  заложены в нем  семейными преданиями, приобщенностью к отечественной истории и культуре:  долгу, чести, наконец, патриотизму – чувству, по-васильеву, интимному и  сокровенному.
В начале 80-х гг. Васильев публикует два произведения,  очень близких по внутренней проблематике. Это – автобиографическая повесть “Летят мои кони” (1984), глубоко искренняя и полная тепла по отношению ко всему, что составляло его юность, и повесть “Завтра была война” – наверное, одно из наиболее жестких произведений  писателя.  На его  страницах зловеще царит предвоенная эпоха, в столкновении с напором которой ломаются, подлеют, опустошаются или, наоборот, закаляются души и характеры и подростков, и взрослых. Идет процесс ломки старой культуры и создания новой, а, значит, и изменения системы нравственных координат.
Рассказы  Васильева о  послевоенных судьбах фронтовиков неизменно  проникнуты горечью –  слишком многие из недавних солдат оказались потерянными в мирной жизни, –  и чувством  вины перед ними за равнодушие и бессердечие общества. Писатель видит в этом закономерные последствия войны,  ни миллионные жертвы которой, ни громкие победы не в силах предотвратить чудовищное падение нравов воюющих сторон. Война узаконивает убийства и развращает души вседозволенностью, она возвращает в мирную жизнь  людей опустошенных. А это опасно сказывается и на последующих поколениях, и на ходе всей истории.
Сочинения
Собрания сочинений
  • Собрание сочинений в восьми томах. — М., «Русич», 1994. — Т. 1-5.
  • Собрание сочинений в пяти томах. — М., Вагриус, 1999. — 5 000 экз.
  • Избранное в двух томах. — М., 1988
  • Собрание сочинений в трёх томах. М., Любимая Россия, 2004
  • Собрание сочинений в 12-ти томах. – М., 2012
  • Собрание сочинений в 8-ми томах. – М., 2014
Отдельные произведения и сборники
  • А зори здесь тихие // Юность, 1969, № 8. Повесть
  • В списках не значился // Юность, 1974, № 2, 3, 4. Повесть
  • Вам привет от бабы Леры. Роман // Нева, 1988, № 12, с. 6-91
  • Великолепная шестёрка // Юность, 1980, № 6. Рассказ
  • Ветеран // Юность, 1976, № 4. Рассказ
  • В списках не значился // Юность, 1972
  • Встречный бой // Юность, 1979, № 5. Повесть
  • Вы чьё, старичьё? // Новый мир, 1982, № 5. Рассказ
  • Гибель богинь // Нева, 1986, № 7. Повесть
  • Глухомань. (2001) Роман
  • Длинный день (1960) Сценарий к фильму
  • Жила-была Клавочка // Юность, 1987, № 1. Повесть
  • Завтра была война // Юность, 1984, № 6. Повесть
  • Иванов катер // Новый мир, 1970, № 8, 9. Повесть
  • Кажется, со мной пойдут в разведку // Юность, 1980, № 2. Повесть
  • Карнавал // Согласие, 1991, № 1, 2. Повесть
  • Капля за каплей. Повесть. 1991.
  • Красные жемчуга. Повесть
  • Короткая рокировка. Повесть
  • Летят мои кони… Повесть о своем времени // Юность, 1982, № 6. Повесть
  • «Мир восклицательный знак» // Юность, 1985, № 6. Рассказ
  • Не стреляйте белых лебедей // Юность, 1973, № 6, 7. Роман
  • Неопалимая купина // Знамя, 1986, № 2. Рассказ
  • Очередной рейс (1958). Сценарий к фильму
  • Очередь. Рассказ // Огонёк, 1988, № 16, с. 20-24
  • Победители. Повесть
  • Пятница // Юность, 1970, № 6. Рассказ
  • Розыск продолжать // Смена, 1986, № 16, 17, 18. Повесть
  • Рослик пропал. Повесть
  • Самый последний день… // Юность, 1970, № 11. Повесть
  • Скобелев, или Есть только миг… (является ответвлением от романа «Были и не были»)
  • Старая «Олимпия» // Юность, 1975, № 6. Рассказ
  • Стучите и откроется. (1955) Пьеса
  • Суд да дело… // Человек и закон, 1983, № 11-12. Повесть
  • Танкисты. [Офицеры] (1954) Пьеса
  • «Холодно, холодно…» Рассказ
  • Экспонат №… // Юность, 1986, № 3.

Комментариев нет:

Отправить комментарий