пятница, 22 ноября 2019 г.


24 ноября – 155 лет со дня рождения 

Анри Мари Раймона де Тулуз-Лотрека 

(1864-1901), французского живописца

Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни. Отец в обществе был известен как эксцентричная личность, часто менял место жительства, отчего пострадало образование Анри. Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком, и тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника. После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переселяется в Париж — город, который изменит его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника. 
Вдохновлялся искусством импрессионистов, в особенности творчеством Поля Сезанна, Эдгара Дега, и японскими гравюрами. В 1882 г. приехал в Париж, а в 1884 г. обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Часто рисовал жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Его моделями были танцовщицы Мулен Руж Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. 
За творческую жизнь, которая длилась меньше 20 лет, Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей. При жизни Тулуз-Лотрека критики были в основном настроены недоброжелательно по отношению к художнику и его творчеству. Признание к нему пришло через несколько лет после смерти.









среда, 20 ноября 2019 г.


20 ноября – 150 лет со дня рождения 

Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869-1945), 

русской поэтессы, прозаика, драматурга, 

литературного критика


Поэтесса появилась на свет 20 ноября (по старому стилю 8) 1869 года. Родной город Зинаиды Гиппиус - Белев (ныне это Тульская область). Девочка родилась в обрусевшей дворянской семье немецкого происхождения. Ее отец, Николай Гиппиус, был известным юристом. Помимо старшей Зинаиды, в семье было еще три дочери - Анна, Татьяна и Наталья. Семья вынуждена была часто переезжать - этого требовала работа Николая Романовича. Поэтому маленькая Зина часто меняла учебные заведения и готовилась к экзаменам дома, с гувернантками. Уже с 7 лет будущая поэтесса писала стихи и вела дневники.
Семья переехала в Москву, надеясь улучшить свое материальное положение. Зину отправили учиться в гимназию Фишер, но вскоре у нее диагностировали туберкулез. Анастасия Васильевна, опасаясь за здоровье дочерей, особенно старшей, отправилась в Ялту. Финансовое положение семьи оставалось тяжелым. Следует заметить, что на протяжении всей жизни Зинаида страдала из-за частых болезней верхних дыхательных путей. 
В 1888 году будущая поэтесса с матерью вновь поехала в Боржоми. Там восемнадцатилетняя Гиппиус познакомилась с писателем Дмитрием Сергеевичем Мережковским. Он выделялся среди ее поклонников молчаливостью и некоей отстраненностью, которые сразу привлекли внимание молодой красавицы. Почувствовав духовную близость, пара решила пожениться. Через год после знакомства влюбленные обвенчались в церкви Михаила Архангела. Вскоре они переехали в Петербург. Сама Зинаида в своих автобиографических заметках писала, что с тех пор они не разлучались ни на один день в течение 52 лет. 
Единый раз вскипает пеной 
И рассыпается волна. 
Не может сердце жить изменой, 
Измены нет: любовь — Одна. 
Мы негодуем, иль играем, 
Иль лжем — но в сердце тишина. 
Мы никогда не изменяем: 
Душа одна — любовь одна. 
Однообразно и пустынно 
Однообразием сильна 
Проходит жизнь... 
И в жизни длинной 
Любовь одна, всегда одна. 
Лишь в неизменном — бесконечность, 
Лишь в постоянном глубина. 
И дальше путь, и ближе вечность, 
И все ясней: любовь одна. 
Любви мы платим нашей кровью, 
Но верная душа — верна, 
И любим мы одной любовью... 
Любовь одна, как смерть одна. 
Именно с приезда в Петербург начался творческий путь поэтессы Зинаиды Гиппиус. Она познакомилась с талантливыми писателями, поэтами, художниками, философами. Общество не всегда понимало, но принимало эксцентричную литераторшу. 
Революция 1905 года и расстрел рабочих 9 января оказали сильное влияние на творчество поэтессы. В ее стихах появились политические мотивы. Она и ее муж яростно отрицали самодержавие, считая, что оно пришло от Антихриста. В 1906 году супруги были вынуждены уехать в Париж, где пробыли почти 2 года. При этом они продолжали творить и сотрудничать с русскими изданиями. 
В 1908-м Мережковские вернулись на родину. Помимо прозы и стихов, Зинаида Гиппиус также писала критические статьи под псевдонимом Антон Крайний. Ее критика была остра и саркастична, подчас субъективна и капризна. Но в ее профессионализме не было никаких сомнений. 
В 1917 году налаженная жизнь супругов вновь рухнула. Мережковские не приняли Октябрьскую революцию. Зинаида Николаевна писала: "... на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение...". 
В 1920 году Гиппиус с мужем нелегально пересекла русско-польскую границу. Но после недолгого пребывания в Польше супруги навсегда иммигрировали в Париж. Здесь они продолжали писать стихи и прозу и даже основали философское общество "Зеленая лампа", которое просуществовало до 1940 года. 
В 1941 году умер Дмитрий Мережковский. Для Зинаиды Николаевны его смерть стала тяжелым ударом, от которого она так и не оправилась. В 1945 году, в возрасте 76 лет, врач констатировал смерть Зинаиды Гиппиус. Ее похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем. 



среда, 6 ноября 2019 г.

90 лет

      90 лет исполняется ГБПОУ Московскому автомобильно-дорожному колледжу им. А.А. Николаева.
     Колледж - одно из старейших образовательных организаций, осуществляющий подготовку специалистов среднего звена для дорожно-транспортного комплекса города Москвы, где имеется материально-техническая база и кадровый потенциал  для подготовки специалистов.













Специфика колледжа такова, что в нем представлены направления, наиболее востребованные сегодня на рынке труда. Это определяет и значимость развития учебного заведения, его статус среди работодателей. 
 Подготовка специалистов в колледже даст мощный импульс модернизации системы подготовки высококвалифицированных кадров.

пятница, 18 октября 2019 г.


18 октября – 125 лет со дня рождения 

Юрия Николаевича Тынянова (1894-1943), 

русского писателя, литературоведа и критика


Юрий Николаевич Тынянов - один из самых талантливых русских филологов и писателей XX века, проложивший свой собственный путь в науке и художественной литературе. Как теоретик и историк литературы он стремился разобраться в закономерностях литературной эволюции, отмечал в литературном процессе не только преемственность, но и отталкивание: доказывал, что "всякая литературная преемственность есть прежде всего борьба, разрушение старого целого и новая стройка старых элементов". Это был, как иногда его называют, Эйнштейн в литературоведении.
Талант Ю. Тынянова был универсальным: как литературовед он специализировался на литературе пушкинской эпохи, был теоретиком кино и сценаристом; в художественной прозе является родоначальником историко-биографического романа. По широте интересов и глубокой образованности Тынянов - типичный представитель поколения 20-х годов ХХ века, которое на себе ощутило, как история "вошла в быт человека, в его сознание, проникла в самое сердце и стала заполнять даже его сны".
              


вторник, 15 октября 2019 г.


15 октября – 205 лет со дня рождения 

Михаила Юрьевича Лермонтова 


Несмотря на свою короткую жизнь, М. Ю. Лермонтов сумел оставить огромный след в истории и литературе. Его бессмертные произведения продолжают восхищать людей. Именно его дню рождения сегодня посвящена литературная гостиная.




Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, принадлежала к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Благодаря ее заботам Лермонтов раскрыл многие свои дарования. Он владел французским, английским, немецким языками, читал по латыни, имел незаурядные математические способности. Увлекался игрой в шахматы. Но самым большим увлечением, конечно, являлась литература. Среди имён, оказавших самое значительное влияние на творчество Лермонтова, следует назвать английского поэта Джорджа Гордона Байрона. Своим подлинным учителем Лермонтов считал Александра Сергеевича Пушкина. Трагическая гибель Пушкина в 1837 году стала истинным горем для всего русского народа. Но Лермонтов переживал эту утрату как очередную личную трагедию. Он создаёт стихотворение «Смерть поэта», которое в течение считанных часов расходится в списках по всему Петербургу. Император разгневался. Возмущённый дерзостью молодого поэта, он приказал отправить Лермонтова в ссылку на Кавказ.
Лермонтов уже бывал на Кавказе. Еще 10-летним мальчиком его возили на Кавказ, на воды. «Горы кавказские для меня священны», — писал Лермонтов. И вот он снова в этих живописных местах. Природа вдохновляет поэта, Лермонтов одухотворяет природу. Звёзды, тучи, деревья, горы, морские волны живут в его стихах, чувствуют, страдают, стремятся к свободе и покою. Знаменитые стихотворения «Утёс», «На севере диком», «Горные вершины» гениальны по своей лаконичности и глубине, это настоящие поэтические шедевры.

Утес
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.



Вся поэзия Лермонтова как будто является поэтической его биографией. Будучи еще совсем юным, в своей «Повести» он прославлял волю как что-то совершенное, недостижимое: «хотеть — значить ненавидеть, любить, сожалеть, радоваться, жить»…


В любви и дружбе Лермонтов искал истинного чувства, понимания, а встречал фальшь и притворство. Он стал называть светскую игру маскарадом и относиться к ней с колкой усмешкой. Общество нередко принимало его настороженно, опасаясь его метких острот. Многих отталкивал его непростой характер. Возможно, это послужило причиной того, что Лермонтов не был счастлив в любви. Самое большое чувство в жизни Лермонтова связывают с Варварой Лопухиной. Черты ее узнаются в образе Веры в романе «Герой нашего времени». В 1836 году Лермонтов написал драму «Маскарад», в которой изобразил фальшивое и лживое светское общество. Эта драма и сейчас ставится во многих театрах. А в 1941 году советский композитор Арам Хачатурян создал   знаменитый вальс к спектаклю «Маскарад».



Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
Удивительная верность и неприятие предательства были для Лермонтова законом. Он был требователен и нетерпелив с людьми. Однажды резкая шутка стала причиной его дуэли с сыном французского посланника Баранта. За эту дуэль Лермонтов был сослан на Кавказ. Трагически сложилось так, что именно Кавказ, который был для Лермонтова местом вдохновения, стал для него и местом кровавых баталий, воинской славы, и именно здесь Лермонтов встретил свою гибель. 
Поэт был убит на дуэли Николаем Мартыновым, ссора с которым не смогла закончиться примирением. По воспоминаниям секундантов, Лермонтов до последнего момента был весел и добродушен, а его соперник пылал злобой и ненавистью. Несмотря на то, что Лермонтов выстрелил в сторону, противник не ответил поэту тем же. Невзирая на многочисленные хлопоты со стороны друзей, похоронить Лермонтова по церковному обряду не удалось. 
Официальное известие о его смерти гласило: «15-го июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов». 
Спустя несколько месяцев бабушка поэта перевезла прах Лермонтова в Тарханы.


пятница, 11 октября 2019 г.


11 октября – 125 лет со дня рождения Бориса Андреевича Пильняка (1894-1938), русского писателя


     Борис Андреевич Пильняк (настоящая фамилия - Вогау, 1894-1938) родился в подмосковном Можайске в семье земского ветеринарного врача Андрея Ивановича Вогау, происходившего из обрусевших немцев Поволжья. Мать — Ольга Ивановна Савинова, была из семьи саратовских купцов. Родители были близки к народникам. Земско-разночинная среда, ставящая во главу угла подвижническую задачу служения людям и обществу, сильно повлияла на мировоззрение будущего писателя.
         Сам Пильняк считал началом своей литературной деятельности 1915 год, когда его произведения были опубликованы в «Ежемесячном журнале» В. С. Миролюбова, «Русской мысли», в «Жатве», «Сполохах» и «прочих толстых журналах иальманахах» - уже под псевдонимом Бор. Пильняк. Дебют этот был встречен без особого читательского энтузиазма и прошел почти незамеченным.
      В феврале 1915 года снова перебрался из Москвы в Коломну. «Весь февраль, и урывками январь, декабрь, ноябрь - писал - с радостью и с жаждой писать» - записывает он в дневнике.

      После прихода к власти большевиков, Пильняк был «зачислен в "контрреволюцию"»,  арестован, новый 1918 год встречал в тюрьме и чуть не попал под расстрел.

        В 1918 году выходит первая книга Пильняка — сборник рассказов «С последним пароходом и др. рассказы». В дальнейшем сам он считал ее откровенно слабой, за исключением пары рассказов - «Смерть» и «Над врагом», которые включал практически во все издания сборников своих сочинений. В том же году Пильняк стал председателем Всероссийского союза писателей.
       Впечатления революционных лет легли в основу второго сборника рассказов «Былье» (1920), а затем - первого романа «Голый год» (окончен в декабре 1920 года, вышел в 1922), принесшего Пильняку мировую известность и выдвинувший писателя в первые ряды новой русской словесности.
         В 1924 году Пильняка публично раскритиковал Сталин в своих лекциях «Об основах ленинизма», вышедших огромным тиражом.
      «Кому не известна болезнь узкого практицизма и беспринципного делячества, приводящего нередко некоторых „большевиков“ к перерождению и к отходу их от дела революции? Эта своеобразная болезнь получила своё отражение в рассказе Б. Пильняка „Голый год“, где изображены типы русских „большевиков“, полных воли и практической решимости, „фукцирующих“ весьма „энегрично“, но лишенных перспективы, не знающих „что к чему“ и сбивающихся, ввиду этого, с пути революционной работы», — писал Сталин.
           В 1926 году Пильняк пишет «Повесть непогашенной луны» — на основании гулявших в народе слухов о причастности Сталина к смерти председателя Реввоенсовета и наркома по военным и морским делам Михаила Фрунзе. Нарком умер в конце октября 1925 года после операции язвы желудка - по официальному заключению, от общего заражения крови.  Жена Фрунзе через год после смерти мужа покончила с собой. По Москве поползли слухи, что Фрунзе намеренно «зарезали» по настоянию Сталина, желавшего видеть на посту наркома своего друга Клима Ворошилова.
            На основании этих упорных слухов и была написана «Повесть непогашенной луны». «Борис Пильняк в своей книге „Повесть о непогашенной луне“ — с едким подзаголовком „Смерть командарма“ — прямо указал пальцем на Сталина», - писал об этой книге помощник Сталина Борис Бажанов.
         «Фабула этого рассказа наталкивает на мысль, что поводом к написанию его и материалом послужила смерть М. В. Фрунзе. Лично я Фрунзе почти не знал, едва был знаком с ним, видел его раза два. Действительных подробностей его смерти я не знаю — и они для меня не очень существенны, ибо целью моего рассказа никак не являлся репортаж о смерти наркомвоена. Все это я нахожу необходимым сообщить читателю, чтобы читатель не искал в нём подлинных фактов и живых лиц», - подчеркивал сам Пильняк в предисловии к «Повести».
       В 1929 году Пильняк был отстранён от руководства Всероссийским Союзом писателей за публикацию за границей – в берлинском издательстве «Петрополис» - повести «Красное дерево», что вызвало бурю негодования в литературных официозных кругах. «Литературная газета» 2 сентября 1929 года вышла с шапкой на первой странице: «Против буржуазных трибунов под маской советского писателя. Против переклички с белой эмиграцией» и подзаголовком: «Советские писатели должны определить свое отношение к антиобщественному поступку Б.Пильняка».
           При этом повесть была легально передана берлинскому русскому издательству по каналам ВОКС, а впоследствии включена в роман «Волга впадает в Каспийское море», опубликованный в СССР в 1930 году.
        28 октября 1937 года Борис Пильняк был арестован. 21 апреля 1938 года был приговорен к расстрелу Военной коллегией Верховного Суда СССР по сфабрикованному обвинению в шпионаже в пользу Японии (он посещал Японию, описав впечатления от поездки в книге «Корни японского солнца»).
В тот же день в Москве приговор был приведен в исполнение.

среда, 9 октября 2019 г.


9 октября – 145 лет со дня рождения 

Николая Константиновича Рериха 

(1874-1947), русского живописца, 

философа, востоковеда, 

общественного деятеля





понедельник, 7 октября 2019 г.


7 октября – 85 лет со дня рождения 

Новеллы Николаевны Матвеевой

 (1934-2016), русской поэтессы



Пушкин

К чему изобретать национальный гений? Ведь Пушкин есть у нас: в нем сбылся русский дух. Но образ родины он вывел не из двух Нужд или принципов и не из трех суждений; Не из пяти берез, одетых в майский пух, И не из тысячи гремучих заверений; Весь мир – весь белый свет! – в кольцо его творений Вместился целиком. И высказался вслух.
…Избушка и… Вольтер, казак и… нереида. Лишь легкой створкой здесь разделены для вида; Кого-чего тут нет!.. Свирель из тростника И вьюг полнощных рев; средневековый патер; Золотокудрый Феб, коллежский регистратор, Экспромт из Бомарше и – песня ямщика!

Осень. Тишина в поселке дачном...

Осень. Тишина в поселке дачном, И пустынно-звонко на земле. Паутинка в воздухе прозрачном Холодна, как трещина в стекле.
Сквозь песочно-розовые сосны Сизовеет крыша с петушком; В легкой, дымке бархатное солнце — Словно персик, тронутый пушком.
На закате, пышном, но не резком, Облака чего-то ждут, застыв; За руки держась, исходят блеском Два последних, самых золотых;
Оба к солнцу обращают лица, Оба меркнут с одного конца; Старшее — несет перо жар-птицы, Младшее — пушинку жар-птенца.


вторник, 1 октября 2019 г.


3 октября – 195 лет со дня рождения 

Ивана Саввича Никитина (1824-1861), 

русского поэта


Иван Никитин родился 3 октября 1824 года в Воронеже. Первые годы жизни будущего поэта прошли в достатке: его отец Савва Никитин владел собственным заводом восковых свечей и свечной лавкой. Родитель происходил из духовного сословия, интересовался богословскими книгами и по характеру был грубым и деспотичным.

«Мечтами детскими ни с кем я не делился, не знал веселых дней, веселых игр не знал», — вспоминал Иван Никитин позднее. Будущий поэт не общался с другими детьми: сестер и братьев у него не было, а под влиянием тяжелого характера отца он стал нелюдимым и друзей в детстве не завел. Никитин часто проводил время в одиночестве, гулял по лесу, иногда забредал в избу старика-сторожа и слушал его сказки.
Когда Ивану Никитину исполнилось восемь лет, отец отдал его в духовное училище. В 1841 году он поступил в Воронежскую духовную семинарию.
В семинарии будущий поэт увлекся статьями Виссариона Белинского и поэзией Алексея Кольцова. Тогда же он написал первые стихотворения (они до наших дней не дошли), которые оценил преподаватель словесности Николай Чехов.
Пока Иван Никитин учился, его отец разорился, продал завод и дом. На эти деньги он смог купить лишь постоялый двор в невыгодном месте, вдали от городского базара. Сами Никитины были вынуждены переехать в маленький флигель. Иван бросил учебу и занялся семейным делом: торговал в лавке и управлял гостиничными номерами.
В середине 1840-х годов поэт впервые послал свои произведения в редакции московских литературных журналов. Столичная пресса публиковать стихи Никитина не стала. В 1849 году он обратился в «Воронежские губернские ведомости», однако стихотворения отправил анонимно, и издатель отказался их печатать.
Еще одну попытку Никитин совершил через четыре года — в 1853 году все те же «Воронежские губернские ведомости», «отдавая должную справедливость замечательному дарованию автора и сочувствуя его направлению», напечатали три стихотворения: «Русь», посвященное началу Крымской войны, «Поле» и «С тех пор, как мир наш необъятный…». На Никитина обратили внимание представители воронежского историко-этнографического кружка — меценат Николай Второв, издатель Валентин Средин и литературный критик Михаил Де-Пуле. С ними Никитин поддерживал отношения до конца жизни.
О Никитине заговорили как о поэте-самородке, его стихотворения одно за другим появлялись в газете «Воронежские губернские ведомости», а затем — в «Санкт-Петербургских ведомостях». Критики говорили о самобытности таланта поэта, его «народности», правда, замечали, что многие его стихи перекликаются с произведениями Алексея Кольцова. Так же как и Кольцов, он умел возвышенно описывать природные красоты, в печати его называли мастером русского поэтического пейзажа.
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
Иван Никитин, из стихотворения «Русь».
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
Алексей Кольцов, из стихотворения «Не шуми ты, рожь»



пятница, 27 сентября 2019 г.


29 сентября – 115 лет со дня рождения 

Николая Алексеевича Островского 

(1904-1936), советского писателя



Николай Островский — автор бессмертного произведения «Как закалялась сталь». События этой книги и ее главный герой, Павка Корчагин, давно и прочно ассоциируются с самоотверженным героизмом, смелостью и несгибаемой силой духа. Книгу же разобрали на цитаты и афоризмы, а высказывания Корчагина о жизни и борьбе до сих пор остаются актуальными. Однако мало кто знает, что и само написание романа для Островского стало не меньшим испытанием, чем те, которые выпали на долю его персонажей.




27 сентября – 125 лет со дня рождения 

Анастасии Ивановны Цветаевой

 (1894-1993), 

русской писательницы


Анастасия Цветаева родилась 15 (27) сентября 1894 года в Москве. Отец - Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), русский ученый-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской академии наук, профессор Московского университета, тайный советник, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Мать - Мария Мейн, из обрусевшей польско-немецкой семьи, пианистка, ученица Николая Рубинштейна.
С осени 1915 года Цветаева жила в Александрове. Занималась литературой. В том же 1915 году вышла ее первая книга «Королевские размышления», проникнутая ницшеанским духом. После революции 1917 года сёстры Цветаевы по приглашению Максимилиана Волошина приехали в Крым, в Коктебель. Жили в гостях у Волошина. В начале 1920-х Анастасия Цветаева возвращается в Москву, где живет случайными заработками, но продолжает писать. В 1921 году по рекомендации М. Гершензона и Н. Бердяева её принимают в Союз писателей. Творчество Анастасии высоко оценил Борис Пастернак, который говорил о ней: "Она большая умница. Она сама писательница... Она с большим треском и красноречьем возражала мне на самые скромные мои утвержденья". В 1927 году Анастасия Цветаева завершила книгу «Голодная эпопея», но не смогла ее опубликовать. Также не получилось издать роман «SOS, или Созвездие Скорпиона».
В 1927 году Анастасия побывала в Европе - гостила в Сорренто у Максима Горького. Во Франции она в последний раз в жизни увиделась с сестрой Мариной. В апреле 1933 года Анастасию Цветаеву арестовали в Москве в связи со знакомством с ранее арестованным Б. Зубакиным, масоном и розенкрейцером. После хлопот Б. Пастернака, Е. П. Пешковой и М. Горького её через 64 дня освободили. С 1933 года по 31 августа 1937 года Анастасия Ивановна работала преподавателем немецкого языка в военном отделе Московского областного комбината иностранных языков. 2 сентября 1937 года в Тарусе Анастасия вновь была арестована. Ее обвинили в причастности к якобы существовавшему «Ордену Розенкрейцеров», созданному Б. Зубакиным. Одновременно забрали и её сына - Андрея Трухачёва, гостившего у матери с невестой. Во время второго ареста у писательницы изъяли все её сочинения. Сотрудники НКВД уничтожили написанные ею сказки и новеллы. Во время следствия ей сутками не давали спать. 10 января 1938 года Тройкой НКВД А. Цветаева была приговорена к 10 годам лагерей по обвинению в контрреволюционной пропаганде и агитации и участии в контрреволюционной организации. Далее была направлена в Бамлаг (затем преобразован в Амурлаг). В лагере работала поломойкой, кубовщицей, на кирпичном заводе, в сметно-проектном бюро, чертежницей. Нарисовала «на заказ» около 900 портретов женщин-заключенных, писала стихи.
17 марта 1949 года она была вновь арестована и постановлением ОСО при МГБ СССР от 1 июня 1949 года Анастасия Ивановна была приговорена к ссылке в посёлок Пихтовка Новосибирской области. Была освобождена из ссылки в августе 1954 года, но до 1956 года продолжала жить в Пихтовке, затем переехала к сыну в город Салават в Башкирии. Сын в 1951 году также был арестован и приговорён к двум с половиной годам «за превышение власти» при выполнении плана деревообделочной фабрики на Урале. В 1957 году переехала в Павлодар к сыну, который искал работу в местах, разрешённых для прописки матери, где прожила 2 года до реабилитации. До 1972 года Цветаева регулярно приезжала к сыну в Павлодар, где начала писать книгу «Воспоминания», принёсшую ей широкую известность в среде интеллигенции. В 1959 году Анастасия Цветаева была реабилитирована. В 1960 году побывала в Елабуге с целью разыскать могилу сестры Марины, после длительных и сложных поисков установила на Петропавловском кладбище крест на предполагаемом месте захоронения у южной стены погоста. Указанная Анастасией Цветаевой точка по решению Союза писателей Татарстана названа «официальной могилой Марины Цветаевой». О поездке в Елабугу подробно рассказала в «Воспоминаниях».
В свой московский период она написала мемуарные книги «Старость и молодость» (опубликована в 1988 году), исповедально-мистическую беллетристику «Неисчерпаемое» и последние издания «Воспоминаний».


понедельник, 23 сентября 2019 г.

24 сентября – 100 лет со дня рождения 

Константина Дмитриевича Воробьёва 

(1919-1975), русского писателя




100-летие со дня рождения писателя Константина Воробьева отмечается в сентябре. Мы помним его по книгам «Это мы, Господи!» и «Убиты под Москвой».

В армии писал очерки для газеты армейской. И была в его статьях такая глубина, что после демобилизации Воробьева позвали в газету Московской военной академии. Оттуда получил он направление в Высшее пехотное училище. Миллионы мечтали попасть в роту кремлевских курсантов! Но тут началась война, и рота красавцев-мальчишек полегла под Москвой почти в полном составе. Тяжело контуженный под Клином Костя Воробьев очнулся в плену.
Полицейские — хуже немцев по жестокости. Ржевский пересыльный лагерь быстро открыл эту истину... Издевательства, унижения. 80 граммов хлеба в неделю. Снег на территории лагеря съеден. Он видел, как люди превращались в зверей...
Призрачный шанс выжить оставался лишь у того, кто вопреки всему не терял человеческого достоинства и чистил зубы щепкой, не зная, наступит ли для него завтрашний день. Из пересылки Воробьев попал в лагерь в Вязьме. Тут его неделю убивал, но не смог убить тиф. Потом был Смоленск, за ним следом — Каунас. Тут Воробьев решился на первый побег, но через час был схвачен, избит до полусмерти и вскоре отправлен в Саласпилс. Он понимал лишь одно: можно убить его, но не его гордость и не стремление к свободе, и с отчаянием самоубийцы совершил невероятное вторично: во время переброски пленников в лагерь смерти выбил окно в вагоне и «ушел».
В этот раз свобода длилась месяц. Найденного беглеца бросили в тюрьму в Паневежисе, а затем перевели в Шяуляй. Там их возили на работы. 24 сентября, в день рождения, Воробьев убежит в третий раз. Его жажда жизни и ненависть к рабству были неистребимы.
…Изможденный до предела, он лежал в лесу, глядя в равнодушное небо. Сил больше не было. Он вспоминал, как заключенные рвали на куски приведенную к ним полудохлую лошадь, и как немцы, назабавлявшись, прошивали толпу обезумевших людей и растерзанное тело лошади автоматными очередями. Вспоминал, с каким наслаждением втаптывали его голову в грязь красивые немецкие сапоги. Вспоминал лица тех, кто встречал смерть как облегчение.
И понимал, что сил жить у него уже нет, но в том, что он уйдет, не описав увиденного, это великий, черный грех... Ведь мир должен знать!..
  А еще он писал… Страшно и просто. В чудовищной мясорубке войны, перемалывающей тела, судьбы и души, он не находил ничего, что хоть как-то могло ее оправдать, и не уставал удивляться тому потенциалу человеческого, что оставался неубиваемым вопреки пыткам, лишениям, попранию достоинства. Война не отпускала его, даже завершившись...

  Всю жизнь Константина Воробьева, яркого представителя послевоенной прозы, можно  проследить по его произведениям. История страны в них тесно переплетена с судьбами простых людей. Воробьев писал о том, что пережил сам: коллективизацию, фронты Великой Отечественной, немецкий плен, партизанщину. И в каждом слове его прозы – правда.






пятница, 13 сентября 2019 г.


13 сентября – 125 лет со дня рождения Джона

 Бойнтона Пристли (1894-1984), английского 

писателя, драматурга


Будущий автор родился 13 сентября 1894 года в Англии, городе Брадфорде, что находится в графстве Уэст-Йоркшир на севере страны. Отец Джона Пристли был учителем. После окончания Первой мировой войны, в которой Пристли принимал участие, он поступил в Кембриджский университет – одно из самых крупных и старых учебных заведений в Англии. В университете Джон Пристли изучал литературу. В 1924 году была опубликована его первая книга под названием «Фигуры в современной литературе», позже – вторая работа «Английские комические характеры». Это были не художественные романы, а литературная критика и анализ чужих произведений. 
Авторству Джона Бойнтона Пристли принадлежит более 30 пьес, около десятка романов, а также несколько эссе и литературно-исторических работ.