понедельник, 23 сентября 2019 г.

24 сентября – 100 лет со дня рождения 

Константина Дмитриевича Воробьёва 

(1919-1975), русского писателя




100-летие со дня рождения писателя Константина Воробьева отмечается в сентябре. Мы помним его по книгам «Это мы, Господи!» и «Убиты под Москвой».

В армии писал очерки для газеты армейской. И была в его статьях такая глубина, что после демобилизации Воробьева позвали в газету Московской военной академии. Оттуда получил он направление в Высшее пехотное училище. Миллионы мечтали попасть в роту кремлевских курсантов! Но тут началась война, и рота красавцев-мальчишек полегла под Москвой почти в полном составе. Тяжело контуженный под Клином Костя Воробьев очнулся в плену.
Полицейские — хуже немцев по жестокости. Ржевский пересыльный лагерь быстро открыл эту истину... Издевательства, унижения. 80 граммов хлеба в неделю. Снег на территории лагеря съеден. Он видел, как люди превращались в зверей...
Призрачный шанс выжить оставался лишь у того, кто вопреки всему не терял человеческого достоинства и чистил зубы щепкой, не зная, наступит ли для него завтрашний день. Из пересылки Воробьев попал в лагерь в Вязьме. Тут его неделю убивал, но не смог убить тиф. Потом был Смоленск, за ним следом — Каунас. Тут Воробьев решился на первый побег, но через час был схвачен, избит до полусмерти и вскоре отправлен в Саласпилс. Он понимал лишь одно: можно убить его, но не его гордость и не стремление к свободе, и с отчаянием самоубийцы совершил невероятное вторично: во время переброски пленников в лагерь смерти выбил окно в вагоне и «ушел».
В этот раз свобода длилась месяц. Найденного беглеца бросили в тюрьму в Паневежисе, а затем перевели в Шяуляй. Там их возили на работы. 24 сентября, в день рождения, Воробьев убежит в третий раз. Его жажда жизни и ненависть к рабству были неистребимы.
…Изможденный до предела, он лежал в лесу, глядя в равнодушное небо. Сил больше не было. Он вспоминал, как заключенные рвали на куски приведенную к ним полудохлую лошадь, и как немцы, назабавлявшись, прошивали толпу обезумевших людей и растерзанное тело лошади автоматными очередями. Вспоминал, с каким наслаждением втаптывали его голову в грязь красивые немецкие сапоги. Вспоминал лица тех, кто встречал смерть как облегчение.
И понимал, что сил жить у него уже нет, но в том, что он уйдет, не описав увиденного, это великий, черный грех... Ведь мир должен знать!..
  А еще он писал… Страшно и просто. В чудовищной мясорубке войны, перемалывающей тела, судьбы и души, он не находил ничего, что хоть как-то могло ее оправдать, и не уставал удивляться тому потенциалу человеческого, что оставался неубиваемым вопреки пыткам, лишениям, попранию достоинства. Война не отпускала его, даже завершившись...

  Всю жизнь Константина Воробьева, яркого представителя послевоенной прозы, можно  проследить по его произведениям. История страны в них тесно переплетена с судьбами простых людей. Воробьев писал о том, что пережил сам: коллективизацию, фронты Великой Отечественной, немецкий плен, партизанщину. И в каждом слове его прозы – правда.






пятница, 13 сентября 2019 г.


13 сентября – 125 лет со дня рождения Джона

 Бойнтона Пристли (1894-1984), английского 

писателя, драматурга


Будущий автор родился 13 сентября 1894 года в Англии, городе Брадфорде, что находится в графстве Уэст-Йоркшир на севере страны. Отец Джона Пристли был учителем. После окончания Первой мировой войны, в которой Пристли принимал участие, он поступил в Кембриджский университет – одно из самых крупных и старых учебных заведений в Англии. В университете Джон Пристли изучал литературу. В 1924 году была опубликована его первая книга под названием «Фигуры в современной литературе», позже – вторая работа «Английские комические характеры». Это были не художественные романы, а литературная критика и анализ чужих произведений. 
Авторству Джона Бойнтона Пристли принадлежит более 30 пьес, около десятка романов, а также несколько эссе и литературно-исторических работ. 


   


суббота, 7 сентября 2019 г.

10 сентября – 125 лет со дня рождения

 Александра Петровича Довженко (1894-1956), 

советского кинорежиссера, сценариста, 

украинского писателя


пятница, 6 сентября 2019 г.

Международный день памяти жертв фашизма

Не траурный мрамор, не скорбный гранит,
Не статуй и стел миллионы -
Лишь память людская навек сохранит
Те муки, и слезы, и стоны.
Не может быть кто-то превыше других, 
И это доказано жизнью!
И значит, сегодня мы вспомним о них,
О павших, о жертвах фашизма...

      День памяти жертв фашизма - это, пожалуй, одна из самых трагичных дат в современной истории нашей страны. В этот день мы вспоминаем тех, кто погиб во время военных действий, умерли от голода или были замучены до смерти в концлагерях.

четверг, 20 июня 2019 г.


Опаленные огнем войны


22 июня - день памяти и скорби
22 июня – эта дата глубоко врезалась в память людей, навечно вошла в историю нашей страны. В памяти людей до сих пор живут воспоминания о том суровом времени. Линия фронта в годы войны проходила не только по полям сражений, она продолжалась в цехах и на полях, где выращивался хлеб для фронта, в каждом доме, где ждали, любили, делали все возможное и невозможное для Победы.

Вечная
       слава
             героям! 
Вечная слава! 
Вечная слава! 
Вечная
       слава
             героям! 
Слава героям! 
Слава!! 

…Но зачем она им,
                    эта слава, - 
мёртвым? 
Для чего она им,
                 эта слава, - 
павшим? 
Всё живое - 
спасшим. 
Себя - 
не спасшим. 
Для чего она им,
                 эта слава, - 
мёртвым?.. 
Пусть
      не все герои, - 
те, 
кто погибли, - 
павшим 
вечная слава! 
Вечная
       слава!! 

Вспомним всех поимённо, 
горем
      вспомним
               своим… 
Это нужно - 
не мёртвым! 
Это надо - 
живым! 
Вспомним
         гордо и прямо 
погибших в борьбе… 











среда, 5 июня 2019 г.

В мастерской великого поэта
(К 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина)

Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду и людям труда… И ещё мы любим и постоянно оплакиваем Пушкина, потому что он погиб за честь свою и честь своей поэзии. Вот это многогранное единство, эту гармонию личности и в творчестве, и в жизни хотелось бы донести до всех, кто вступает на пушкинскую тропу.   
Д. С. Лихачев

 Гоголь в своё время сказал про Пушкина, что «это русский человек в конечном его развитии, в каком  он, быть может, явится через двести лет». К словам гигантов той эпохи можно относиться по-разному,  но одно совершенно верно и точно: Пушкин в нашей жизни присутствует буквально в каждом дне. Ведь редко какой человек обойдется в своей речи или не узнает меткие выражения, щедро рассыпанные пушкинским гением по страницам его произведений. А ведь то, что вошло в обиходную речь нескольких поколений, можно по праву считать культурным кодом страны. Частью культурного кода можно назвать и те образы, которые пришли к нам из пушкинской эпохи.
   Музеи России радуют портретами людей пушкинской эпохи уже не одно поколение любителей не только старины (как теперь уже можно сказать), но и ценителей своей личной истории. Ведь  с большинством своих предков мы не имеем возможности познакомиться, если никто не озаботился перенести их образ на полотно, не набросал в рисунках торопливых, или не заключил заботливо в камеи и медальоны.
   Не всегда это работы таких прославивших своё время художников, как Орест Кипренский, Владимир Боровиковский, или Василий Тропинин. Но тем интереснее находки музейщиков, искусствоведов и коллекционеров. Владимир Варнек, потомок известного художника пушкинского времени, с огромным увлечением изучает творчество своего талантливого пращура и историю той великой эпохи. Плоды его исканий вы видите в данном проекте. Это история русского духа, истоки нашей ментальности.
«Интересно и важно сопоставить различные этапы жизни образа Пушкина в культурной памяти. Это поможет понять, чем были вызваны нападки на поэта в последние годы его жизни, почему размежевались суждения о нем после трагической гибели, отчего на разных витках истории культуры порой ставилось под сомнение само право Пушкина влиять на духовную жизнь потомков. 
Современные исследования Пушкина расширяются и развиваются не только в России, но и на Западе. Ученых, биографов и читателей поэта все больше привлекают особенности пушкинского исторического мышления, философские мотивы его творчества, неисчерпаемость гения, его удивительный протеизм.  В уникальности гения Пушкина западный мир открывает особенности русского характера, пример творческого и нравственного совершенства.
"...за два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в "литературное наследие" По определению Ю. М. Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт. По настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета: они "идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим". 



Библиография:
  1. Пушкин А.С.
    Памятник [Текст] / А. С. Пушкин. - М : Моск.учебники, 2007. - 47 с. - 16.40.
    П 913
  2. Пушкин А.С.
    Лирика [Текст] / А. С. Пушкин. - М : Эксмо, 2005. - 352 с. - 97.98.
    П 913
  3. Пушкин и Филарет, метрополит Московский и Коломенский. - М : Моск.учебники, 2003. - 240 с : ил. - 303.60.
    П 913
  4. Пушкин и Филарет, Митрополит Московский и Коломенский:Альбом-каталог выставки в Гос.музее им.А.С.Пушкина [Текст] . - М : Моск.учебники, 2003. - 240 с. : ил. - 303.60.
    П 912
  5. Непомнящий В.
    Пушкин. Избранные работы 1960-х - 1990-х гг. [Текст] / В. Непомнящий. - М : Моск.учеб., 2001. - 496 с. - 97.54.
    Н 535
  6. Пушкин А.С.
    Стихотворения [Текст] / А. С. Пушкин. - М. : Просвещение, 1994. - 608 с. - 65.83.
    П 912
  7. Абрамович С.Л.
    Пушкин. Последний год.:Хроника. Январь 1836 - январь 1837 [Текст] / С. Л. Абрамович. - М : :Сов.писатель, 1991. - 620 с : ил. - 73.84.
    А 162
  8. Абрамович С.Л.
    Пушкин. Последний год: Хроника: январь 1836- январь 1837 [Текст] / С. Л. Абрамович. - М. : Сов.писатель, 1991. - 624 с. : ил.
    А 162
  9. Гроссман Л.П.
    Записки Д"Аршиака. Пушкин в театральных креслах [Текст] / Л. П. Гроссман. - М : Художественная литература, 1990. - 462 с. - 102.00.
    Г 887
  10. Пушкин А.С.
    Избранные сочинения [Текст] / А. С. Пушкин. - М : Художественная литература, 1990. - 654 с. - 119.00.
    П 913
  11. Керн А.П.
    Воспоминания. Дневники. Переписка [Текст] / А. П. Керн. - М. : Правда, 1989. - 480 с. : ил. - 64.60.
    К 362
  12. Керцелли Л.Ф.
    Мир Пушкина в его рисунках. [Текст] / Л. Ф. Керцелли. - М. : Моск.рабочий, 1988. - 430 с. : ил. - 170.00.
    К 365
  13. Керн А.П.
    Воспоминания о Пушкине [Текст] / А. П. Керн. - М. : Сов.Россия, 1987. - 416 с. : ил. - 44.20.
    К 362
  14. Щеголев П.Е.
    Дуэль и смерть Пушкин: Исследование и материалы [Текст] / П. Е. Щеголев. - М : Книга, 1987. - 576 с. - 129.20.
    Щ 341
  15. Невелев Г.А.
    "Истина сильнее царя…" ( А.С.Пушкин над историей декабристов) [Текст] / Г. А. Невелев. - М : Мысль, 1985. - 205 : ил. - 40.80.
    Н 401
  16. Эйдельман Н.Я.
    Пушкин. История и современность в художественном сознании поэта [Текст] / Н. Я. Эйдельман. - М : Сов.писатель, 1984. - 368 с. - 57.80.
    Э 349
  17. Павлова Е.В.
    А.С.Пушкин в портретах.-В 2-х кн. [Текст] / Е. В. Павлова. - М. : Сов.художник, 1983. - 600 с. : ил. - 285.60.
    П 12