понедельник, 20 мая 2019 г.

21 мая – 95 лет со дня рождения русского писателя Б. Л. Васильева (1924-2013)

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Родом из дворян, отец Васильев Лев Александрович – кадровый офицер царской, Красной и Советской армии, “чудом  пережил три  армейских чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии…” (“Век необычайный”, М., 2003).  Мать, урожденная Алексеева – Елена Николаевна Тихонова – из известного старинного дворянского рода, связанного  с именами Пушкина и Льва Толстого.
Поколение Васильева – первое поколение, родившееся после окончания открытой гражданской войны, оказалось поколением, выросшим в состоянии продолжающейся скрытой гражданской войны.  
“Конечно, мы не ощущали всего ужаса перманентного террора, – напишет он позже, – но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Нам в наследство досталось полностью разрушенное правовое пространство, а нашим внукам – разрушенное идейное… Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком:  чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь”.
Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе  с детства переплелись в его сознании. Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда закончил 9-й класс, началась Великая Отечественная война.
Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе  истребительского комсомольского батальона, и 3-го июля 1941 года  был направлен под Смоленск. Попал в окружение,  вышел из него в октябре 1941 г., потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе  был направлен, сперва в кавалерийскую, а затем  в пулеметную  полковую школу, которую и закончил. Служил в  8-м воздушно-десантном   гвардейском полку 3-й  гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время  воздушного десанта  16 марта 1943 года  попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.
Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированный войск, где встретил свою будущую жену – Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую   его постоянной спутницей. После  окончания  в 1946 году инженерного факультета академии  работал  испытателем  колесных и гусеничных машин на Урале. Демобилизовался в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте о демобилизации  назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.
Непросто складывалась судьба первого прозаического произведения Васильева    “Иванов катер” (М.,1967) – А.Т.Твардовский принял повесть  для публикации в “Новом мире”. Но после его смерти она почти три года  пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 (“Новый мир”, № 8, 9). К этому времени в журнале “Юность” (1969, № 8) уже была напечатана другая повесть автора –  “А зори здесь тихие…”. Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать в ысоту. “Зори…” многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе  Государственной премии СССР.
Замысел повести возник у Васильева в результате внутреннего несогласия с тем, как освещаются в литературе  те или иные военные события и проблемы. Серьезная увлеченность “лейтенантской прозой” сменилась с годами убежденностью, что он видит войну совсем другими глазами. Васильев вдруг осознал, что это не “его” война. Его  притягивают судьбы  тех, кто оказался на войне оторванным от своих, лишенным  связи,  поддержки, медицинской помощи, кто, защищая Родину до последней капли крови, до последнего дыхания, должен был рассчитывать только на собственные силы и решения. Тут не мог не сказаться военный опыт писателя. Мотив патриотизма звучит в повести  высоко и трагично, и, вместе с тем, проза эта устремлена навстречу вечно продолжающейся жизни.
Тихие зори на 171-м разъезде, на крошечном, насчитывающем всего-то двенадцать дворов, клочке земли, со всех сторон окруженном войной, становятся молчаливыми свидетельницами  поразительного противостояния пятерых девочек-зенитчиц матерым вражеским десантникам. А в действительности –  женского противостояния   войне, насилию, убийствам, всему тому, с чем несовместима сама суть женщины. Одна за другой обрываются пять судеб, и с каждой,   почти осязаемо, становятся   тише и тише  зори над землей. И так же  поразят они, тихие зори, тех, кто придет сюда  через годы после окончания войны и прочитает ее страницы заново.
Повесть  вобрала в себя характерные особенности васильевской прозы. Ее философско-нравственная, с мелодраматическим оттенком,   составляющая несет на себе печать авторской личности – романтически увлекающейся, чуткой и слегка сентиментальной, склонной к иронии и прозорливой. Это проза мужественного и честного писателя, органически не принимающего компромисса между истиной и ложью.
Борис Васильев не щадит читателя: концовки его произведений в основном трагичны, ибо он убежден, что искусство не должно выступать в роли утешителя, его функции – обнажать перед людьми, жизненные опасности в любых их проявлениях, будить  совесть и учить сочувствию и добру.
Тему войны и судьбы поколения,  для которого война стала главным событием в жизни, Васильев  продолжил в повестях “В списках не значился” (1974); “Великолепная шестерка” (1980), “Вы чье, старичье?” (1982), “Неопалимая купина” (1986), “Завтра была война” (1986), и других.
Основанная на документальном материале повесть “В списках не значился” может быть отнесена к  жанру романтической притчи. Сложный фронтовой путь  главного героя, лейтенанта Плужникова, которому автор дал имя своего погибшего школьного товарища, путь преодоления лишений, страха смерти, голода и усталости, приводит к укреплению в молодом человеке  чувства достоинства, обращает его к тем ценностям, которые были  заложены в нем  семейными преданиями, приобщенностью к отечественной истории и культуре:  долгу, чести, наконец, патриотизму – чувству, по-васильеву, интимному и  сокровенному.
В начале 80-х гг. Васильев публикует два произведения,  очень близких по внутренней проблематике. Это – автобиографическая повесть “Летят мои кони” (1984), глубоко искренняя и полная тепла по отношению ко всему, что составляло его юность, и повесть “Завтра была война” – наверное, одно из наиболее жестких произведений  писателя.  На его  страницах зловеще царит предвоенная эпоха, в столкновении с напором которой ломаются, подлеют, опустошаются или, наоборот, закаляются души и характеры и подростков, и взрослых. Идет процесс ломки старой культуры и создания новой, а, значит, и изменения системы нравственных координат.
Рассказы  Васильева о  послевоенных судьбах фронтовиков неизменно  проникнуты горечью –  слишком многие из недавних солдат оказались потерянными в мирной жизни, –  и чувством  вины перед ними за равнодушие и бессердечие общества. Писатель видит в этом закономерные последствия войны,  ни миллионные жертвы которой, ни громкие победы не в силах предотвратить чудовищное падение нравов воюющих сторон. Война узаконивает убийства и развращает души вседозволенностью, она возвращает в мирную жизнь  людей опустошенных. А это опасно сказывается и на последующих поколениях, и на ходе всей истории.
Сочинения
Собрания сочинений
  • Собрание сочинений в восьми томах. — М., «Русич», 1994. — Т. 1-5.
  • Собрание сочинений в пяти томах. — М., Вагриус, 1999. — 5 000 экз.
  • Избранное в двух томах. — М., 1988
  • Собрание сочинений в трёх томах. М., Любимая Россия, 2004
  • Собрание сочинений в 12-ти томах. – М., 2012
  • Собрание сочинений в 8-ми томах. – М., 2014
Отдельные произведения и сборники
  • А зори здесь тихие // Юность, 1969, № 8. Повесть
  • В списках не значился // Юность, 1974, № 2, 3, 4. Повесть
  • Вам привет от бабы Леры. Роман // Нева, 1988, № 12, с. 6-91
  • Великолепная шестёрка // Юность, 1980, № 6. Рассказ
  • Ветеран // Юность, 1976, № 4. Рассказ
  • В списках не значился // Юность, 1972
  • Встречный бой // Юность, 1979, № 5. Повесть
  • Вы чьё, старичьё? // Новый мир, 1982, № 5. Рассказ
  • Гибель богинь // Нева, 1986, № 7. Повесть
  • Глухомань. (2001) Роман
  • Длинный день (1960) Сценарий к фильму
  • Жила-была Клавочка // Юность, 1987, № 1. Повесть
  • Завтра была война // Юность, 1984, № 6. Повесть
  • Иванов катер // Новый мир, 1970, № 8, 9. Повесть
  • Кажется, со мной пойдут в разведку // Юность, 1980, № 2. Повесть
  • Карнавал // Согласие, 1991, № 1, 2. Повесть
  • Капля за каплей. Повесть. 1991.
  • Красные жемчуга. Повесть
  • Короткая рокировка. Повесть
  • Летят мои кони… Повесть о своем времени // Юность, 1982, № 6. Повесть
  • «Мир восклицательный знак» // Юность, 1985, № 6. Рассказ
  • Не стреляйте белых лебедей // Юность, 1973, № 6, 7. Роман
  • Неопалимая купина // Знамя, 1986, № 2. Рассказ
  • Очередной рейс (1958). Сценарий к фильму
  • Очередь. Рассказ // Огонёк, 1988, № 16, с. 20-24
  • Победители. Повесть
  • Пятница // Юность, 1970, № 6. Рассказ
  • Розыск продолжать // Смена, 1986, № 16, 17, 18. Повесть
  • Рослик пропал. Повесть
  • Самый последний день… // Юность, 1970, № 11. Повесть
  • Скобелев, или Есть только миг… (является ответвлением от романа «Были и не были»)
  • Старая «Олимпия» // Юность, 1975, № 6. Рассказ
  • Стучите и откроется. (1955) Пьеса
  • Суд да дело… // Человек и закон, 1983, № 11-12. Повесть
  • Танкисты. [Офицеры] (1954) Пьеса
  • «Холодно, холодно…» Рассказ
  • Экспонат №… // Юность, 1986, № 3.

пятница, 17 мая 2019 г.

20 мая – 220 лет со дня рождения французского писателя Оноре де Бальзака (1799-1850)


Оноре де Бальзак (фр. Honoré de Balzac) — французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе.
Крупнейшее произведение Бальзака — серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателю французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на творчество таких крупных писателей, как Чарльз Диккенс, Фёдор Достоевский, Эмиль Золя, Уильям Фолкнер и других.
Оноре де Бальзак родился в Туре в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса (Balssa) (22.06.1746—19.06.1829). Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597—1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком. Мать Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье (1778—1853) была значительно моложе своего супруга и даже пережила своего сына. Она происходила из семьи парижского торговца сукном.
Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807—1813 годах Бальзак учился в Вандомском коллеже, в 1816—1819 — в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил… В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства коллежа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.
Директор училища Марешаль-Дюплесси писал в своих воспоминаниях о Бальзаке: «Начиная с четвёртого класса его парта всегда была полна писаниями…». Оноре с ранних лет увлекался чтением, особенно его привлекало творчество Руссо, Монтескье, Гольбаха, Гельвеция и других французских просветителей. Также он пробовал писать стихи и пьесы, однако его детские рукописи не сохранились. Его сочинение «Трактат о воле» было отнято учителем и сожжено на его глазах. Позже свои годы детства в учебном заведении писатель опишет в романах «Луи Ламбер», «Лилия в долине» и в других.
После 1823 года напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». Бальзак стремился следовать литературной моде, и позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них. В 1825—1828 годах попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.
В 1829 году выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга — исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). На формирование Бальзака как писателя оказали влияние исторические романы Вальтера Скотта. Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L'Élixir de longue vie, 1830—1831, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть «Гобсек» (Gobseck, 1830) привлекли внимание читателя и критики. В 1831 году Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа»(La Peau de chagrin) и начинает роман «Тридцатилетняя женщина» (фр.) (La femme de trente ans). Цикл «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 1832—1837) — ироническая стилизация под новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (Séraphîta, 1835) отразилось увлечение Бальзака мистическими концепциями Э. Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена.

В созданных первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему жизни Франции: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы — купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты — семья, государство, армия.
В 1845 году писатель был награждён орденом Почётного легиона.
Оноре де Бальзак умер 18 августа 1850 года, на 52-м году жизни. Причина смерти — гангрена, развившаяся после того, как он поранил ногу об уголок кровати. Однако смертельная болезнь была лишь осложнением длившегося несколько лет мучительного недомогания, связанного с разрушением кровеносных сосудов, — предположительно, артериита.
Бальзак был похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез. «Хоронить его вышли все писатели Франции». От часовни, где с ним прощались, и до церкви, где его отпевали, среди несущих гроб людей были Александр Дюма и Виктор Гюго.
Бипблиограия
Предисловие к «Человеческой комедии» (статья, 1842) 
Дом кошки, играющей в мяч (повесть, 1829)
Загородный бал (рассказ, 1829) 
Вендетта (рассказ, 1830) 
Побочная семья (повесть, 1830-1840) 
Супружеское согласие (рассказ, 1829) 
Гобсек (повесть, 1830) 
Силуэт женщины (рассказ, 1830) 
Второй силуэт женщины (повесть, 1839-1842)
Госпожа Фирмиани (рассказ, 1832)
Полковник Шабер (повесть, 1832) 
Тридцатилетняя женщина (повесть, 1828-1844) 
Отец Горио (роман, 1834)
Покинутая женщина (рассказ, 1832)
Поручение (рассказ, 1832) 
Брачный контракт (повесть, 1835) 
Обедня безбожника (рассказ, 1836) 
Дело об опеке (повесть, 1836) 
Дочь Евы (повесть, 1838)
Онорина (повесть, 1843)
Мнимая любовница (повесть, 1842)
Альбер Саварюс (повесть, 1842)
Беатриса (роман, 1838-1844)
Первые шаги в жизни (повесть, 1842)
Модеста Миньон (роман, 1844)
Турский священник (повесть, 1832)
Евгения Гранде (роман, 1833)
Прославленный Годиссар (рассказ, 1834)
Старая дева (повесть, 1836)
Музей древностей (роман, 1837)
Пьеретта (повесть, 1839)
Жизнь холостяка (Баламутка) (роман, 1842)
Провинциальная муза (повесть, 1843-1844)
Лилия долины (роман, 1835)
Утраченные иллюзии (роман, 1835-1843)
Шагреневая кожа (роман, 1830-1831)
Эликсир долголетия (рассказ, 1830)
Иисус Христос во Фландрии (рассказ, 1831) 
Красная гостиница (рассказ, 1831)
Неведомый шедевр (повесть, 1832) 
Прощай! (рассказ, 1830) 
Мэтр Корнелиус (повесть, 1831) 
Луи Ламбер (повесть, 1832)
Поиски Абсолюта (роман, 1834)
Мараны (повесть, 1832) 
Драма на берегу моря (новелла, 1834) 
Прощенный Мельмот (новелла, 1835)
Проклятое дитя (повесть, 1831-1836) 
Гамбара (повесть, 1837)
Об Екатерине Медичи (монография, 1828)

понедельник, 15 апреля 2019 г.

14 апреля – 275 лет со дня рождения русского драматурга Д.И. Фонвизина 
(1744-1792)


«Отец русской комедии», «сатиры смелый властелин», «северный Мольер» — всё это автор знаменитых комедий «Бригадир» и «Недоросль» Денис Фонвизин. Писатель екатерининской эпохи за свою недолгую жизнь успел преобразовать русскую культуру, дипломатию, классическую и переводную литературу. Рассказываем, как потомок рыцарского рода стал видным литератором XVIII века.
В 1782 году Фонвизин закончил свою главную комедию — «Недоросль». Правительство и дворянство враждебно встретили пьесу — они были против сатирической постановки. Цензуру помог обойти Никита Панин. Премьеру затягивали, но вскоре сочинение поставили в двух столицах. 24 сентября 1782 года в театре Книппера пьесу представили петербургской публике, а 14 мая 1783 года в театре Медокса — московской.
Режиссировал спектакль и распределял роли сам Фонвизин: Стародума играл талантливый актер Иван Дмитревский, а Правдина — артист Плавильщиков. Зрители приняли пьесу с восторгом, а вот Екатерине II она не понравилась: из-за резкой сатиры на дворянские традиции Фонвизин до конца жизни оставался у императрицы в немилости.

Фонвизин стал готовить к изданию собственный сатирический журнал «Друг честных людей, или Стародум». Однако Екатерина II его запретила. Она также не одобрила и полное собрание сочинений писателя.
В 1791 году писателя четыре раза поражал апоплексический удар. Несмотря на тяжелую болезнь, Денис Фонвизин работал над автобиографией «Чистосердечное признание». Правда, закончить он ее не успел. Писатель умер в декабре 1792 года, его похоронили в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

понедельник, 18 марта 2019 г.

16 марта – 135 лет со дня рождения русского писателя-фантаста А.Р. Беляева (1884-1942)

Перенесенный в молодости костный туберкулез на шесть лет приковал Александра Беляева к постели. Эти годы стали периодом интенсивного самообразования и знакомства с научной литературой. С 1923 г. А. Р. Беляев целиком посвятил себя литературному творчеству. В журналах «Вокруг света», «Знание – сила», «Всемирный следопыт» он печатал свои научно-фантастические рассказы и повести. В них Александр Беляев описывал космические полеты, погружение в морские глубины, научно-технические изобретения, недоступные тогдашней медицине операции по пересадке человеческих органов. Большой успех имела повесть «Голова профессора Доуэля». Визитной карточкой писателя стал роман «Человек-амфибия», послуживший основой популярного фильма, снятого в 1961 г. В 1990 г. секция научно-фантастической литературы от организации Союза писателей СССР учредила литературную премию имени Александра Беляева, присуждаемую за научно-художественные и научно-популярные произведения.

пятница, 15 марта 2019 г.