пятница, 8 декабря 2017 г.

8 декабря – 215 лет со дня рождения русского поэта-декабриста Александра Ивановича Одоевского (1802–1839)
Одоевский Александр Иванович, князь, родился 26.XI(8.XII).1802 г. в Петербурге в старинной дворянской семье – поэт-декабрист.

Александр Иванович получил основательное домашнее образование. Самостоятельные литературные интересы Александра поддерживались близким общением с А. С. Грибоедовым, В. Ф. Одоевским, А. А. Жандром, А. А. Бестужевым, К. Ф. Рылеевым, среди писателей-декабристов шло, и формирование политического мировоззрения Одоевского.
Зимой 1824—25 был принят А. А. Бестужевым в Северное общество декабристов. В период подготовки восстания Одоевский в курсе готовящихся событий; он активный участник ряда совещаний (у Оболенского, Рылеева и других); привлекает новых членов в Северное общество и ведет агитационную работу в войсках.

14 декабря Александр Иванович командует заградительной цепью на площади; после подавления восстания и неудачной попытки к бегству арестован и приговорен к 12 годам каторги. Во время заключения поэт пережил тяжелый душевный кризис, отразившийся и на его лирике.
С 1827-39 центральной частью литературного наследия Одоевского являются стихи на национально-исторические темы, завершающие эту традицию декабристской поэзии.

среда, 6 декабря 2017 г.


Стратегическая обстановка на советско-германском фронте к концу сентября 1941 года оставалась неблагоприятной для СССР. Превосходство в силах и инициатива действий находились на стороне врага. Однако и немецкие войска понесли крупные потери, а их попытка сходу прорваться к Москве была сорвана героической борьбой Красной Армии во время Смоленского сражения. 

В итоге 6 сентября 1941 года верховное командование вермахта отдало приказ о переходе войск на московском направлении к временной обороне и приступило к подготовке операции по захвату Москвы под кодовым названием "Тайфун". 

Замысел операции предусматривал мощными ударами окружить и уничтожить силы Красной Армии, прикрывавшие столицу в районах Брянска и Вязьмы, а затем обойти Москву с севера и юга. Штаб оперативного руководства Верховного Главнокомандования вермахта считал, что этот удар "сломает спинной хребет русского оборонительного фронта". 

Генерал Хайнц Гудериан писал: "Москва - это не только голова и сердце СССР. Это также центр связи, политический центр, самая индустриальная область и узел коммуникаций всей страны. … И если мы в Москве одержим победу над силами врага и выключим центральную сортировочную станцию Советского Союза, тогда перед нами падут и остальные его области".




понедельник, 4 декабря 2017 г.

4 декабря – 135 лет со дня рождения русского писателя-популяризатора, публициста Якова Исидоровича Перельмана (1882–1942) «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Занимательная механика», «Занимательные задачи и опыты»

                        



Трудно переоценить значение Вечного огня для каждого человека не только живущего в Москве, но и рожденного в бывшем Советском Союзе. Это память о миллионах погибших людей во время Второй Мировой войны и место славы российского оружия, где с особой остротой проявляется чувство патриотизма. Двадцать пятая годовщина победы над фашистами в боях, которые смогли сохранить независимость столицы, была отмечена перезахоронением останков неизвестного солдата. Его прах был перемещен с Ленинградского шоссе. Там он находился в братской могиле. Местом захоронения был выбран Александровский сад. Это событие произошло в 1966 году, а уже в 1967 появился памятник. Его выполнил талантливый скульптор Н.В. Томский.

В открытии мемориала, получившего название Могила неизвестного солдата, принимали участие руководители государства и выдающиеся люди. Вечный огонь на Красной площади в Москве был зажжен генеральным секретарем коммунистической партии и главой государства Леонидом Ильичом Брежневым. Он принял факел от героя войны летчика А.П. Маресьева. Искра огня, которая поддерживалась годами, была привезена с Марсова поля. В декабре 1997 года возле мемориала, указом Президента страны, был назначен пост номер один для почетного караула.

понедельник, 27 ноября 2017 г.


30 ноября – 350 лет со дня рождения английского писателя и политического деятеля Джонатана Свифта (1667–1745)



В начале 20-х годов XVIII века в своих письмах Свифт упоминает о неких путешествиях, которые позднее выльются в главное произведение всей его жизни «Путешествие Гулливера». Правдивые воспоминания бывалого моряка впервые были опубликованы в 1726 году. 







29 ноября – 215 лет со дня рождения немецкого писателя, сказочника Вильгельма Гауфа (1802–1827)















вторник, 14 ноября 2017 г.

 110 лет со дня рождения шведской писательницы Астрид Анны Эмилии Линдгрен

Шведская писательница, автор ряда всемирно известных книг для детей, в том числе «Карлсон, который живёт на крыше» и тетралогии про Пеппи Длинный чулок. На русском языке её книги стали известны и очень популярны благодаря переводу Лилианны Лунгиной.

четверг, 26 октября 2017 г.

175 лет со дня рождения В.В. Верещагина (1842-1904)





Верещагин - художник легендарной судьбы и славы. Для современников - и на родине, и в Европе - он не только выдающийся живописец, но и отчаянный революционер, порывающий с общепринятым в жизни и творчестве. Выдающийся талант и выдающаяся натура - быть может, как натура он даже значительнее и грандиознее, чем как талант. "Верещагин не просто только художник, а нечто большее", - записал Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: "Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее".
Верещагин никогда не писал по заказу, не склонялся на просьбы и увещевания, исходили ли они от властей, от критики или от публики. Человек обостренного до болезненности чувства достоинства, он более всего боялся потери независимости, того, что "последует, когда мне заткнут глотку деньгами", как он однажды выразился. Он не искал поддержки власть имущих, вообще избегал "писания и говорения с важными людьми", поскольку знал за собою особенность быть дерзким и даже грубым против воли. В официальных кругах ему платили тем же: относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными, а его самого готовы были числить главой нигилизма в русском искусстве. "Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным", - Верещагин всю жизнь верен этому принципу и в творчестве, и в убеждениях, и в отношениях с окружающими. В русском искусстве он стоит особняком. У него нет непосредственных учителей и прямых последователей. Он не связывает себя приверженностью ни к какому художественному объединению, стоит вне партий и кружков, не ищет и не принимает ничьих наград. В 1874 году Верещагин публично отказывается от предложенного ему звания профессора Академии художеств, мотивируя это тем, что считает "все чины и отличия в искусстве безусловно вредными". Этот поступок получает широкий резонанс: по существу, Верещагин первый из русских художников, кто решается гласно, открыто, демонстративно поставить себя вне традиционных порядков, - делает то, "что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же", - как прокомментировал его поступок Крамской

четверг, 12 октября 2017 г.

ПИСАТЕЛЬ И ЭПОХА

15 октября исполняется 120 лет со дня рождения 
известного писателя Ильи Ильфа.


В 1927 с совместной работы над романом «Двенадцать стульев» началось творческое содружество Ильи Ильфа и Евгения Петрова (который также работал в газете «гУДОК»). В 1928 году Илья Ильф был уволен из газеты из-за сокращения штата сатирического отдела, вслед за ним ушёл Евгений Петров. Вскоре они стали сотрудниками нового еженедельного журнала «Чудак»
Впоследствии в соавторстве с Евгением Петровым были написаны (см. Произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова):

понедельник, 9 октября 2017 г.


МАРИНА ЦВЕТАЕВА

Храмом музы серебряного века стал дом в Борисоглебовском переулке. Там жила Марина Цветаева, на чью долю пришлись все невзгоды прошлого столетия. Поэтесса прошла через войну, голод, аресты близких и смерть младшей дочери. Ее счастливая семейная жизнь с Сергеем Эфроном в московской квартире длилась всего три года. Позже Цветаева назовет себя женой в вечности и будет писать болезненные стихи о муже, даже не зная, где он. 
Она появилась на свет в самом сердце Москвы и сердцем ее стала. Первые стихи она написала в шесть лет, в 18 — выпустила блестящий сборник, затем вскружила голову Пастернаку и Мандельштаму.
"Это 9-я симфония Бетховена, — писал Андрей Белый. — Ей имя — Марина"
Она — самый московский из всех поэтов. В 1914 году Цветаева поселилась в Арбатском переулке: маленький особняк — параллельная вселенная. Попадая сюда, проваливаешься, как Алиса в паранормальную страну чудес. Шкуры на полу, комната — музыкальная шкатулка, портреты Сары Бернар и Наполеона на стенах, старый рояль, который в Гражданскую войну будет выменян на несколько пудов муки. На восемь лет здесь поселилась сама поэзия. 
В огонь революции был брошен, как писала она сама, прошлогодний хворост — венки-слова. С ними и все, чем жила семья. Холод, голод, смерть младшей дочери Ирины стали новыми буднями поэтессы. Она колола дрова, таскала воду, варила мороженую картошку в самоваре. 
В советское время квартира Цветаевой превратилась в обычную коммуналку. Где-то здесь сушили детские вещи, а там — гремели кастрюлями. Сама Цветаева после революции напишет: "Все в этом доме, кроме души, замерзло. Антикварную мебель действительно пускали на дрова".
Потом будут Берлин, Прага, Париж, рождение вымоленного сына Мура, возвращение в Россию, арест мужа Сергея Эфрона и дочери Али, для которой поэтесса сушила морковь на радиаторе — тогда бушевала цинга — и передавала в лагерь. Бесконечные допросы сестры Анастасии. 
Перед смертью в Елабуге в 1941 году она писала: "Простите, не вынесла".
Сергей Эфрон, которого расстреляют через месяц, так и не узнал о гибели жены. Ариадна, любимая дочь Аля, выйдет на свободу после восьми лет лагерей, Мур погибнет на фронте, а московское пристанище главного, как считал Иосиф Бродский, русского поэта XX века в Борисоглебском — едва не попадет под ковш бульдозера. Но каким-то чудом его сохранят. Дом, который помнит Марину. 

ВЫ, ИДУЩИЕ МИМО МЕНЯ...

Вы, идущие мимо меня К не моим и сомнительным чарам, — Если б знали вы, сколько огня, Сколько жизни, растраченной даром, И какой героический пыл На случайную тень и на шорох... И как сердце мне испепелил Этот даром истраченный порох. О, летящие в ночь поезда, Уносящие сон на вокзале... Впрочем, знаю я, что и тогда Не узнали бы вы — если б знали — Почему мои речи резки В вечном дыме моей папиросы,— Сколько темной и грозной тоски В голове моей светловолосой.
17 мая 1913



Марина Цветаева
Храмом музы серебряного века стал дом в Борисоглебовском переулке. Там жила Марина Цветаева, на чью долю пришлись все невзгоды прошлого столетия. Поэтесса прошла через войну, голод, аресты близких и смерть младшей дочери. Ее счастливая семейная жизнь с Сергеем Эфроном в московской квартире длилась всего три года. Позже Цветаева назовет себя женой в вечности и будет писать болезненные стихи о муже, даже не зная, где он. 
Она появилась на свет в самом сердце Москвы и сердцем ее стала. Первые стихи она написала в шесть лет, в 18 — выпустила блестящий сборник, затем вскружила голову Пастернаку и Мандельштаму.
"Это 9-я симфония Бетховена, — писал Андрей Белый. — Ей имя — Марина"
Она — самый московский из всех поэтов. В 1914 году Цветаева поселилась в Арбатском переулке: маленький особняк — параллельная вселенная. Попадая сюда, проваливаешься, как Алиса в паранормальную страну чудес. Шкуры на полу, комната — музыкальная шкатулка, портреты Сары Бернар и Наполеона на стенах, старый рояль, который в Гражданскую войну будет выменян на несколько пудов муки. На восемь лет здесь поселилась сама поэзия. 
В огонь революции был брошен, как писала она сама, прошлогодний хворост — венки-слова. С ними и все, чем жила семья. Холод, голод, смерть младшей дочери Ирины стали новыми буднями поэтессы. Она колола дрова, таскала воду, варила мороженую картошку в самоваре. 
В советское время квартира Цветаевой превратилась в обычную коммуналку. Где-то здесь сушили детские вещи, а там — гремели кастрюлями. Сама Цветаева после революции напишет: "Все в этом доме, кроме души, замерзло. Антикварную мебель действительно пускали на дрова".
Потом будут Берлин, Прага, Париж, рождение вымоленного сына Мура, возвращение в Россию, арест мужа Сергея Эфрона и дочери Али, для которой поэтесса сушила морковь на радиаторе — тогда бушевала цинга — и передавала в лагерь. Бесконечные допросы сестры Анастасии. 
Перед смертью в Елабуге в 1941 году она писала: "Простите, не вынесла".
Сергей Эфрон, которого расстреляют через месяц, так и не узнал о гибели жены. Ариадна, любимая дочь Аля, выйдет на свободу после восьми лет лагерей, Мур погибнет на фронте, а московское пристанище главного, как считал Иосиф Бродский, русского поэта XX века в Борисоглебском — едва не попадет под ковш бульдозера. Но каким-то чудом его сохранят. Дом, который помнит Марину. 

Возвращение в жизнь - не обман, не измена.

Пусть твердим мы: "Твоя, вся твоя!" чуть дыша,

Всё же сердце вернётся из плена,

И вернётся душа.

Эти речи в бреду не обманны, не лживы,

(Разве может солгать, - ошибается бред!)

Но проходят недели, - мы живы,

Забывая обет.

В этот миг расставанья мучительно-скорый

Нам казалось: на солнце навек пелена,

Нам казалось: подвинутся горы,

И погаснет луна.

В этот горестный миг - на печаль или радость -

Мы и душу и сердце, мы всё отдаём,

Прозревая великую сладость

В отрешенье своём.

К утешителю-сну простираются руки,

Мы томительно спим от зари до зари...

Но за дверью знакомые звуки:

"Мы пришли, отвори!"

В этот миг, улыбаясь раздвинутым стенам,

Мы кидаемся в жизнь, облегчённо дыша.

Наше сердце смеётся над пленом,

И смеётся душа!