среда, 30 сентября 2020 г.
пятница, 25 сентября 2020 г.
среда, 23 сентября 2020 г.
вторник, 22 сентября 2020 г.
понедельник, 21 сентября 2020 г.
четверг, 10 сентября 2020 г.
пятница, 28 августа 2020 г.
пятница, 19 июня 2020 г.
среда, 10 июня 2020 г.
воскресенье, 10 мая 2020 г.
16 мая – 110 лет со дня рождения Ольги Фёдоровны Берггольц (1910-1975), поэтессы
Как литераторы-блокадники, замерзая, шатаясь от голода, теряя близких и друзей, находили в себе силы для творчества, понять невозможно. Одним из них была Ольга Федоровна Берггольц (1910-1975).
Она не только постоянно писала, но и ежедневно выступала по радио, став голосом блокадного Ленинграда. «И разве не достойно удивления хотя бы уже одно то, что голос Великого солдата, каким был в ту пору Ленинград, принадлежал женщине, совсем молодой тогда поэтессе, столь мужественно взявшей на себя такую нелегкую, такую, казалось бы, сугубо «мужскую» роль воина-певца» (Павловский А. Стих и сердце. Л., 1962. С. 34). Русский и советский писатель А.А. Фадеев (1901-1956) в своих «Ленинградских очерках» вспоминал об Ольге Берггольц: «Она писала до войны. Она писала лирические стихи и рассказы для детей. Видно было, что она человек с дарованием, но голос у нее был тихий <...>, неоформленный. И вдруг ее голос зазвенел по радио на весь блокированный город, зазвенел окрепший, мужественный, полный лирической силы и неотразимый, как свинец. У нее умер муж, ноги ее опухли от голода, а она продолжала ежедневно писать и выступать». Фадееву вторит писательница В. К. Кетлинская (1906-1976): «В осажденном Ленинграде, под свист снарядов и грохот бомб, голос Ольги Берггольц прозвучал с проникновенной силой - слово шло от сердца к сердцу. Ольга Берггольц говорила жестокую правду о нечеловеческих страданиях ленинградцев, но говорила ее для того, чтобы закалить сердца воинской решимостью, чтобы выстоять на последнем рубеже и все преодолеть ради победы. Она жила вместе с людьми и для людей - сограждан и соратников. Все девятьсот дней героической обороны Ольга Берггольц была на военно-литературном посту в Доме радио...»
«Ленинградский дневник» («Февральский дневник») был написан ко Дню Красной Армии и прочитан в эфире 22 февраля 1942 г. Это произведение вышло далеко за рамки радиопередачи и обеспечило автору место в истории. Трагедия и мужество ленинградцев Ольга Берггольц выражает простыми словами и образами:
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова?
Я тоже - ленинградская вдова.
Мы съели хлеб, что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде,
Один, стуча, трудился метроном.
И стыли ноги, и томилась свечка...
Вокруг ее слепого огонька
образовалось лунное колечко,
похожее на радугу слегка.
Возможно, впервые в советской литературе были так откровенно показаны страшные картины города. Радиоэфир, естественно, прослушивался немцами, поэтому приветствовались передачи бодрые и оптимистические. Много раз выходы в эфир Берггольц редактировались, но, как ни странно, «Февральский дневник» был озвучен практически без изменений. Возможно, это произошло потому, что в современном ей положении Ленинграда Берггольц уже видела зародыш будущей победы, в которой ни на минуту не сомневалась. Более того, она считала, что в страшной жизни блокадников существует непередаваемое словами счастье, которому, с ее точки зрения, могли бы позавидовать будущие поколения. Это счастье - делиться последним куском хлеба и последней «щепоткой табака» и мечтать о победе, говорить и говорить о ней, представлять во всех красках счастливую жизнь после снятия блокады у едва горящего камелька. «Мы дышим завтрашним, свободным, щедрым днем, - / Мы этот день уже завоевали», - уверенно заявляет Берггольц.
После войны Берггольц продолжала много писать. Вышла книга «Говорит Ленинград» (1946) о работе на радио во время войны. В театре Таирова была поставлена пьеса «Они жили в Ленинграде» (1944). В 1952 г. вышел цикл стихов о Сталинграде. После командировки в освобожденный Севастополь Берггольц создала трагедию «Верность» (1954). Новой ступенью в ее творчестве стала прозаическая книга «Дневные звезды» (1959) о судьбе поколения автора, которая стала поистине «биографией века».
Большую ценность представляют дневники поэтессы, которые она вела много лет. При ее жизни они не увидели света, а после смерти Берггольц ее архив был конфискован властями. Фрагменты дневников и некоторые стихотворения появились в израильском журнале «Время и мы» в 1980 г. Большинство не публиковавшегося в России наследия Берггольц вошло в 3-й том Собрания ее сочинений (1990).
После войны Берггольц продолжала много писать. Вышла книга «Говорит Ленинград» (1946) о работе на радио во время войны. В театре Таирова была поставлена пьеса «Они жили в Ленинграде» (1944). В 1952 г. вышел цикл стихов о Сталинграде. После командировки в освобожденный Севастополь Берггольц создала трагедию «Верность» (1954). Новой ступенью в ее творчестве стала прозаическая книга «Дневные звезды» (1959) о судьбе поколения автора, которая стала поистине «биографией века».
Большую ценность представляют дневники поэтессы, которые она вела много лет. При ее жизни они не увидели света, а после смерти Берггольц ее архив был конфискован властями. Фрагменты дневников и некоторые стихотворения появились в израильском журнале «Время и мы» в 1980 г. Большинство не публиковавшегося в России наследия Берггольц вошло в 3-й том Собрания ее сочинений (1990).
пятница, 8 мая 2020 г.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)