понедельник, 3 февраля 2020 г.

вторник, 28 января 2020 г.

четверг, 23 января 2020 г.


25 января – День российского студенчества 

(Татьянин день)

В 1755 году, известный государственный деятель Иван Шувалов принес на подпись императрице Елизавете документ об открытии современного Московского Государственного Университета. Так сошлось, что подписание этой бумаги пришлось именно на 25 января. Документ был подписан, произошло открытие учебного заведения, а российское студенчество получило свой праздник в честь этой даты. С этого дня, дата основания первого университета в Москве связана с религиозным праздником.
История праздника сообщает, что в первые годы он отмечался только в Москве, причем среди молодежи элитного общества того времени. Традиционно утром проводился молебен в церкви перед Университетом, а после проводилось застолье. Праздник начали отмечать масштабно лишь в середине 19 века, официальная, торжественная часть гуляния проходила в стенах учебных заведений. После празднования молодежь объединялась в компании и устраивала шумные гуляния, с песнями и танцами.
Сам праздник имеет долгую историю. 25 января – день гибели Римской Татианы, который отмечается с 18 века. По старому стилю день святой мученицы Татьяны приходился на 12 января. Сейчас праздник традиционно отмечают 25 января. Интересно знать, что в истории православной церкви есть несколько святых с этим именем. Кроме Татьяны Римской прихожане чтут память Татьяны Романовой, дочери русского царя. Она была расстреляна в 1918 году вместе с семьей.

пятница, 17 января 2020 г.


19 января – 120 лет со дня рождения 

Михаила Васильевича Исаковского 

(1900-1973), поэта



Михаил Васильевич Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда, сейчас это Всходский район Смоленской области. Родом русский поэт из бедной крестьянской семьи, однако учился в гимназии. Тяжелое материальное положение заставило его бросить обучение в шестом классе и пойти работать.
Исаковский был учителем, работал в Совете крестьянских депутатов. В 1918 году вступил в РКП(б). Во время Октябрьской революции Исаковский вел активную общественную деятельность. Работал секретарем волостного Совета, с 1919 года стал редактором газеты в городе Ельня. С 1921 по 1930 годы жил в Смоленске и работал в редакции областной газеты "Рабочий путь". В 1931 году уже довольно известным поэтом переехал в столицу, где некоторое время редактировал журнал "Колхозник".
Первое стихотворение Исаковского было опубликовано, когда ему было всего 14 лет - это была "Просьба солдата" в московской газете "Новь". Но сам поэт считал, что его литературная деятельность началась на 10 лет позже, когда были напечатаны стихотворения "Подпаски", "Родное" и др. В 1927 году в Москве вышла его книга "Провода в соломе", замеченная и высоко оцененная Максимом Горьким.
После переезда поэта в Москву, были напечатаны сборники стихов Исаковского "Провинция" (1930), "Мастера земли" (1931), "Четыре желания" (1936), посвященные преимущественно советской деревне. Затем большое место в его поэзии займет Великая Отечественная война, во время которой поэт находился в эвакуации в городе Чистополь.
Исаковский был одним из самых читаемых и почитаемых советских поэтов. Его "Слово к товарищу Сталину ("Оно пришло, не ожидая зова, / Пришло само - и не сдержать его… / Позвольте ж мне сказать Вам это слово, / Простое слово сердца моего…") вошло в обязательный круг хрестоматийного чтения и заучивания наизусть советскими школьниками. Также все советские дети знали его стихотворение "Вишня":
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу…".
Но все же в историю советской литературы Михаил Исаковский вошел прежде всего как поэт-песенник. Впервые его стихи положил на музыку один из руководителей хора им. Пятницкого Владимир Захаров. Также с текстами Исаковского работали композиторы Матвей Блантер, Никита Богословский, Василий Соловьев-Седой, Исаак Дунаевский, Борис Мокроусов и др.
Самая известная песня Исаковского - это, конечно, "Катюша", за которую ему присудили Государственную премию СССР. Песня стала поистине народной, она имеет больше ста фольклорных переделок и продолжений. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой.
Считается, что песня про Катюшу дада имя боевым машинам реактивной артиллерии серии "БМ". Якобы как Катюша "выходила и песню заводила", так и гвардейские машины выходили на позиции и запевали своеобразные "песни". Вскоре и об этих "Катюшах" в народе были сложены новые куплеты:
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом -
Распевала песенки "Катюша"
Под Калугой, Тулой и Орлом.
Другим плодом сотворчества поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера стала песня "Прасковья", больше известная как "Враги сожгли родную хату". Песня о возвращении солдата с войны в свою деревню была написана в 1945 году. 
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток трех дорог.
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок…
Песня сразу получила всенародное признание и стала, пожалуй, одной из самых трагических песен Отечественной войны.
Также огромную известность получили такие песни на стихи Исаковского, как "Прощание", "Провожание", "И кто его знает (чего он моргает)", "На горе – белым-бела", "В прифронтовом лесу", "Ой, туманы мои…", "Огонек" ("На позицию девушка провожала бойца…"), "Лучше нету того цвету", "Услышь меня, хорошая", "Летят перелетные птицы", "Одинокая гармонь" ("Снова замерло все до рассвета"), авторский вариант песни "Крутится, вертится шар голубой" и многие другие.
Советский народ с восторгом принял его песни из ленты "Кубанские казаки" (1949), особенно "Ой, цветет калина", "Каким ты был, таким остался". Музыку на стихи Михаила Исаковского положил замечательный композитор Исаак Дунаевский. Эти песни мгновенно получили статус народных.
Не таланты, не гении, -
Жаждут все же блеснуть,
Чтоб травою забвения
Не покрылся их путь;
Чтоб хоть малость упрочиться,
Хоть на несколько б лет…
Всем бессмертия хочется,
А бессмертия - нет.
Советский поэт, написавший десяток песен, которые сегодня многие воспринимает как русские народные, скончался в Москве 20 июля 1973 года.

среда, 8 января 2020 г.


15 января – 225 лет со дня рождения 

Александра Сергеевича Грибоедова 

(1795-1829), писателя, дипломата



пятница, 20 декабря 2019 г.


23 декабря – 220 лет со дня рождения 

Карла Павловича Брюллова (1799-1852), 

русского живописца



К
арл Павлович Брюллов – талантливый художник, подаривший миру великие творения. Колоссальный труд, помноженный на талант, позволил Брюллову создать произведения высочайшего искусства.

 Великий Карл - так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова. Его имя ставилось рядом с именами Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка.     Профессия художника была в семье традиционной: прадед, дед, отец - все принадлежали к художническому цеху.         Родился Карл Брюллов 12 (23) декабря 1799 года в Петербурге. До 5 лет Брюллов был прикован болезнью к постели. Первым его учителем стал отец. Брюллов должен был ежедневно нарисовать определенное количество восковых фигурок и лошадок и только после этого получал завтрак. Брюллов делал рисунки с гравюр старых мастеров и, как все члены семьи, каждый день рисовал, чертил, лепил. Братья Карла, старшие и младшие, все учились в петербургской Академии художеств. Поступление Карла в Академию относится к 1809 году. Благодаря редкой одаренности и изрядной домашней подготовке он с первых шагов резко выделялся среди своих сверстников, постоянно обгоняя их — и в рисовании, и позже в живописных работах. Протоколы академического Совета в дальнейшем содержат множество записей о присуждении Карлу различных медалей, то серебряных, то золотых, за высокое совершенство исполнявшихся им учебных заданий. Первую медаль мальчик получил еще в 1813 году. По традиции медали вручались уже после окончания академии. Так что, по свидетельству очевидцев, в день торжественного акта в сентябре 1821 года молодой художник вынес из конференц-зала академии пригоршню медалей, среди которых большая золотая венчала годы его учения. Аттестат наивысшей — первой степени -подтверждал высокую оценку достигнутых им успехов. О том же говорила и пожалованная вместе с аттестатом шпага, приравнивавшая ее носителя к дворянскому сословию. Отныне Брюллов на вопрос о сословной принадлежности, столь важный по тогдашним порядкам, мог отвечать уже не «разночинец из иностранцев», а «дворянин»! После окончания Академии (1821) Брюллову хотелось осмотреться, собраться с мыслями, а главное, начать работать самостоятельно.         
        2 мая 1823 года братья Брюлловы, Карл и Александр, въехали в Рим. Здесь, в Риме, молодой живописец очень близко подошел к изучению великих шедевров классики,    После 1829 он перестанет обращаться к мифологическим сюжетам, свое истинное призвание найдет в живописи портретной и жанровой, в темах, почерпнутых из реальной истории. Классицистические приемы постепенно вытесняются новыми, романтическими, а позднее, в лучших портретах, и реалистическими.

четверг, 19 декабря 2019 г.


20 декабря – 115 лет со дня рождения 

Евгении Семеновны Гинзбург (1904-1977), 

русской писательницы и публициста



понедельник, 16 декабря 2019 г.


18 декабря – 200 лет со дня рождения Якова 

Петровича Полонского (1819-1898), 

русского поэта, прозаика




четверг, 12 декабря 2019 г.


12 декабря – 135 лет со дня рождения 

Зинаиды Евгеньевны Серебряковой 

 (1884-1967), русского живописца

















пятница, 22 ноября 2019 г.


24 ноября – 155 лет со дня рождения 

Анри Мари Раймона де Тулуз-Лотрека 

(1864-1901), французского живописца

Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни. Отец в обществе был известен как эксцентричная личность, часто менял место жительства, отчего пострадало образование Анри. Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком, и тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника. После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переселяется в Париж — город, который изменит его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника. 
Вдохновлялся искусством импрессионистов, в особенности творчеством Поля Сезанна, Эдгара Дега, и японскими гравюрами. В 1882 г. приехал в Париж, а в 1884 г. обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Часто рисовал жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Его моделями были танцовщицы Мулен Руж Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. 
За творческую жизнь, которая длилась меньше 20 лет, Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей. При жизни Тулуз-Лотрека критики были в основном настроены недоброжелательно по отношению к художнику и его творчеству. Признание к нему пришло через несколько лет после смерти.









среда, 20 ноября 2019 г.


20 ноября – 150 лет со дня рождения 

Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869-1945), 

русской поэтессы, прозаика, драматурга, 

литературного критика


Поэтесса появилась на свет 20 ноября (по старому стилю 8) 1869 года. Родной город Зинаиды Гиппиус - Белев (ныне это Тульская область). Девочка родилась в обрусевшей дворянской семье немецкого происхождения. Ее отец, Николай Гиппиус, был известным юристом. Помимо старшей Зинаиды, в семье было еще три дочери - Анна, Татьяна и Наталья. Семья вынуждена была часто переезжать - этого требовала работа Николая Романовича. Поэтому маленькая Зина часто меняла учебные заведения и готовилась к экзаменам дома, с гувернантками. Уже с 7 лет будущая поэтесса писала стихи и вела дневники.
Семья переехала в Москву, надеясь улучшить свое материальное положение. Зину отправили учиться в гимназию Фишер, но вскоре у нее диагностировали туберкулез. Анастасия Васильевна, опасаясь за здоровье дочерей, особенно старшей, отправилась в Ялту. Финансовое положение семьи оставалось тяжелым. Следует заметить, что на протяжении всей жизни Зинаида страдала из-за частых болезней верхних дыхательных путей. 
В 1888 году будущая поэтесса с матерью вновь поехала в Боржоми. Там восемнадцатилетняя Гиппиус познакомилась с писателем Дмитрием Сергеевичем Мережковским. Он выделялся среди ее поклонников молчаливостью и некоей отстраненностью, которые сразу привлекли внимание молодой красавицы. Почувствовав духовную близость, пара решила пожениться. Через год после знакомства влюбленные обвенчались в церкви Михаила Архангела. Вскоре они переехали в Петербург. Сама Зинаида в своих автобиографических заметках писала, что с тех пор они не разлучались ни на один день в течение 52 лет. 
Единый раз вскипает пеной 
И рассыпается волна. 
Не может сердце жить изменой, 
Измены нет: любовь — Одна. 
Мы негодуем, иль играем, 
Иль лжем — но в сердце тишина. 
Мы никогда не изменяем: 
Душа одна — любовь одна. 
Однообразно и пустынно 
Однообразием сильна 
Проходит жизнь... 
И в жизни длинной 
Любовь одна, всегда одна. 
Лишь в неизменном — бесконечность, 
Лишь в постоянном глубина. 
И дальше путь, и ближе вечность, 
И все ясней: любовь одна. 
Любви мы платим нашей кровью, 
Но верная душа — верна, 
И любим мы одной любовью... 
Любовь одна, как смерть одна. 
Именно с приезда в Петербург начался творческий путь поэтессы Зинаиды Гиппиус. Она познакомилась с талантливыми писателями, поэтами, художниками, философами. Общество не всегда понимало, но принимало эксцентричную литераторшу. 
Революция 1905 года и расстрел рабочих 9 января оказали сильное влияние на творчество поэтессы. В ее стихах появились политические мотивы. Она и ее муж яростно отрицали самодержавие, считая, что оно пришло от Антихриста. В 1906 году супруги были вынуждены уехать в Париж, где пробыли почти 2 года. При этом они продолжали творить и сотрудничать с русскими изданиями. 
В 1908-м Мережковские вернулись на родину. Помимо прозы и стихов, Зинаида Гиппиус также писала критические статьи под псевдонимом Антон Крайний. Ее критика была остра и саркастична, подчас субъективна и капризна. Но в ее профессионализме не было никаких сомнений. 
В 1917 году налаженная жизнь супругов вновь рухнула. Мережковские не приняли Октябрьскую революцию. Зинаида Николаевна писала: "... на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение...". 
В 1920 году Гиппиус с мужем нелегально пересекла русско-польскую границу. Но после недолгого пребывания в Польше супруги навсегда иммигрировали в Париж. Здесь они продолжали писать стихи и прозу и даже основали философское общество "Зеленая лампа", которое просуществовало до 1940 года. 
В 1941 году умер Дмитрий Мережковский. Для Зинаиды Николаевны его смерть стала тяжелым ударом, от которого она так и не оправилась. В 1945 году, в возрасте 76 лет, врач констатировал смерть Зинаиды Гиппиус. Ее похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем. 



среда, 6 ноября 2019 г.

90 лет

      90 лет исполняется ГБПОУ Московскому автомобильно-дорожному колледжу им. А.А. Николаева.
     Колледж - одно из старейших образовательных организаций, осуществляющий подготовку специалистов среднего звена для дорожно-транспортного комплекса города Москвы, где имеется материально-техническая база и кадровый потенциал  для подготовки специалистов.













Специфика колледжа такова, что в нем представлены направления, наиболее востребованные сегодня на рынке труда. Это определяет и значимость развития учебного заведения, его статус среди работодателей. 
 Подготовка специалистов в колледже даст мощный импульс модернизации системы подготовки высококвалифицированных кадров.