пятница, 17 мая 2019 г.

20 мая – 220 лет со дня рождения французского писателя Оноре де Бальзака (1799-1850)


Оноре де Бальзак (фр. Honoré de Balzac) — французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе.
Крупнейшее произведение Бальзака — серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателю французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на творчество таких крупных писателей, как Чарльз Диккенс, Фёдор Достоевский, Эмиль Золя, Уильям Фолкнер и других.
Оноре де Бальзак родился в Туре в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса (Balssa) (22.06.1746—19.06.1829). Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597—1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком. Мать Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье (1778—1853) была значительно моложе своего супруга и даже пережила своего сына. Она происходила из семьи парижского торговца сукном.
Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807—1813 годах Бальзак учился в Вандомском коллеже, в 1816—1819 — в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил… В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства коллежа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.
Директор училища Марешаль-Дюплесси писал в своих воспоминаниях о Бальзаке: «Начиная с четвёртого класса его парта всегда была полна писаниями…». Оноре с ранних лет увлекался чтением, особенно его привлекало творчество Руссо, Монтескье, Гольбаха, Гельвеция и других французских просветителей. Также он пробовал писать стихи и пьесы, однако его детские рукописи не сохранились. Его сочинение «Трактат о воле» было отнято учителем и сожжено на его глазах. Позже свои годы детства в учебном заведении писатель опишет в романах «Луи Ламбер», «Лилия в долине» и в других.
После 1823 года напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». Бальзак стремился следовать литературной моде, и позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них. В 1825—1828 годах попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.
В 1829 году выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга — исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). На формирование Бальзака как писателя оказали влияние исторические романы Вальтера Скотта. Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L'Élixir de longue vie, 1830—1831, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть «Гобсек» (Gobseck, 1830) привлекли внимание читателя и критики. В 1831 году Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа»(La Peau de chagrin) и начинает роман «Тридцатилетняя женщина» (фр.) (La femme de trente ans). Цикл «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 1832—1837) — ироническая стилизация под новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (Séraphîta, 1835) отразилось увлечение Бальзака мистическими концепциями Э. Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена.

В созданных первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему жизни Франции: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы — купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты — семья, государство, армия.
В 1845 году писатель был награждён орденом Почётного легиона.
Оноре де Бальзак умер 18 августа 1850 года, на 52-м году жизни. Причина смерти — гангрена, развившаяся после того, как он поранил ногу об уголок кровати. Однако смертельная болезнь была лишь осложнением длившегося несколько лет мучительного недомогания, связанного с разрушением кровеносных сосудов, — предположительно, артериита.
Бальзак был похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез. «Хоронить его вышли все писатели Франции». От часовни, где с ним прощались, и до церкви, где его отпевали, среди несущих гроб людей были Александр Дюма и Виктор Гюго.
Бипблиограия
Предисловие к «Человеческой комедии» (статья, 1842) 
Дом кошки, играющей в мяч (повесть, 1829)
Загородный бал (рассказ, 1829) 
Вендетта (рассказ, 1830) 
Побочная семья (повесть, 1830-1840) 
Супружеское согласие (рассказ, 1829) 
Гобсек (повесть, 1830) 
Силуэт женщины (рассказ, 1830) 
Второй силуэт женщины (повесть, 1839-1842)
Госпожа Фирмиани (рассказ, 1832)
Полковник Шабер (повесть, 1832) 
Тридцатилетняя женщина (повесть, 1828-1844) 
Отец Горио (роман, 1834)
Покинутая женщина (рассказ, 1832)
Поручение (рассказ, 1832) 
Брачный контракт (повесть, 1835) 
Обедня безбожника (рассказ, 1836) 
Дело об опеке (повесть, 1836) 
Дочь Евы (повесть, 1838)
Онорина (повесть, 1843)
Мнимая любовница (повесть, 1842)
Альбер Саварюс (повесть, 1842)
Беатриса (роман, 1838-1844)
Первые шаги в жизни (повесть, 1842)
Модеста Миньон (роман, 1844)
Турский священник (повесть, 1832)
Евгения Гранде (роман, 1833)
Прославленный Годиссар (рассказ, 1834)
Старая дева (повесть, 1836)
Музей древностей (роман, 1837)
Пьеретта (повесть, 1839)
Жизнь холостяка (Баламутка) (роман, 1842)
Провинциальная муза (повесть, 1843-1844)
Лилия долины (роман, 1835)
Утраченные иллюзии (роман, 1835-1843)
Шагреневая кожа (роман, 1830-1831)
Эликсир долголетия (рассказ, 1830)
Иисус Христос во Фландрии (рассказ, 1831) 
Красная гостиница (рассказ, 1831)
Неведомый шедевр (повесть, 1832) 
Прощай! (рассказ, 1830) 
Мэтр Корнелиус (повесть, 1831) 
Луи Ламбер (повесть, 1832)
Поиски Абсолюта (роман, 1834)
Мараны (повесть, 1832) 
Драма на берегу моря (новелла, 1834) 
Прощенный Мельмот (новелла, 1835)
Проклятое дитя (повесть, 1831-1836) 
Гамбара (повесть, 1837)
Об Екатерине Медичи (монография, 1828)

понедельник, 15 апреля 2019 г.

14 апреля – 275 лет со дня рождения русского драматурга Д.И. Фонвизина 
(1744-1792)


«Отец русской комедии», «сатиры смелый властелин», «северный Мольер» — всё это автор знаменитых комедий «Бригадир» и «Недоросль» Денис Фонвизин. Писатель екатерининской эпохи за свою недолгую жизнь успел преобразовать русскую культуру, дипломатию, классическую и переводную литературу. Рассказываем, как потомок рыцарского рода стал видным литератором XVIII века.
В 1782 году Фонвизин закончил свою главную комедию — «Недоросль». Правительство и дворянство враждебно встретили пьесу — они были против сатирической постановки. Цензуру помог обойти Никита Панин. Премьеру затягивали, но вскоре сочинение поставили в двух столицах. 24 сентября 1782 года в театре Книппера пьесу представили петербургской публике, а 14 мая 1783 года в театре Медокса — московской.
Режиссировал спектакль и распределял роли сам Фонвизин: Стародума играл талантливый актер Иван Дмитревский, а Правдина — артист Плавильщиков. Зрители приняли пьесу с восторгом, а вот Екатерине II она не понравилась: из-за резкой сатиры на дворянские традиции Фонвизин до конца жизни оставался у императрицы в немилости.

Фонвизин стал готовить к изданию собственный сатирический журнал «Друг честных людей, или Стародум». Однако Екатерина II его запретила. Она также не одобрила и полное собрание сочинений писателя.
В 1791 году писателя четыре раза поражал апоплексический удар. Несмотря на тяжелую болезнь, Денис Фонвизин работал над автобиографией «Чистосердечное признание». Правда, закончить он ее не успел. Писатель умер в декабре 1792 года, его похоронили в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

понедельник, 18 марта 2019 г.

16 марта – 135 лет со дня рождения русского писателя-фантаста А.Р. Беляева (1884-1942)

Перенесенный в молодости костный туберкулез на шесть лет приковал Александра Беляева к постели. Эти годы стали периодом интенсивного самообразования и знакомства с научной литературой. С 1923 г. А. Р. Беляев целиком посвятил себя литературному творчеству. В журналах «Вокруг света», «Знание – сила», «Всемирный следопыт» он печатал свои научно-фантастические рассказы и повести. В них Александр Беляев описывал космические полеты, погружение в морские глубины, научно-технические изобретения, недоступные тогдашней медицине операции по пересадке человеческих органов. Большой успех имела повесть «Голова профессора Доуэля». Визитной карточкой писателя стал роман «Человек-амфибия», послуживший основой популярного фильма, снятого в 1961 г. В 1990 г. секция научно-фантастической литературы от организации Союза писателей СССР учредила литературную премию имени Александра Беляева, присуждаемую за научно-художественные и научно-популярные произведения.

пятница, 15 марта 2019 г.