пятница, 22 декабря 2017 г.

22 декабря – 80 лет со дня рождения русского писателя Эдуарда Николаевича Успенского 
(р. 1937)


Советский и российский писатель, сценарист, автор детских книг. Среди популярных персонажей, придуманных им - Крокодил Гена и Чебурашка, кот Матроскин, Дядя Фёдор, почтальон Печкин, пёс Шарик и другие.

среда, 13 декабря 2017 г.

13 декабря – 115 лет со дня рождения Е.П. Петрова (Е.П. Катаева, 1902-1942), русского писателя, журналиста



Русский советский писатель, журналист, сценарист. Соавтор Ильи Ильфа, вместе с которым написал романы «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок», книгу «Одноэтажная Америка», ряд киносценариев, повести, очерки, водевили. Брат писателя Валентина Катаева. 

пятница, 8 декабря 2017 г.

8 декабря – 215 лет со дня рождения русского поэта-декабриста Александра Ивановича Одоевского (1802–1839)
Одоевский Александр Иванович, князь, родился 26.XI(8.XII).1802 г. в Петербурге в старинной дворянской семье – поэт-декабрист.

Александр Иванович получил основательное домашнее образование. Самостоятельные литературные интересы Александра поддерживались близким общением с А. С. Грибоедовым, В. Ф. Одоевским, А. А. Жандром, А. А. Бестужевым, К. Ф. Рылеевым, среди писателей-декабристов шло, и формирование политического мировоззрения Одоевского.
Зимой 1824—25 был принят А. А. Бестужевым в Северное общество декабристов. В период подготовки восстания Одоевский в курсе готовящихся событий; он активный участник ряда совещаний (у Оболенского, Рылеева и других); привлекает новых членов в Северное общество и ведет агитационную работу в войсках.

14 декабря Александр Иванович командует заградительной цепью на площади; после подавления восстания и неудачной попытки к бегству арестован и приговорен к 12 годам каторги. Во время заключения поэт пережил тяжелый душевный кризис, отразившийся и на его лирике.
С 1827-39 центральной частью литературного наследия Одоевского являются стихи на национально-исторические темы, завершающие эту традицию декабристской поэзии.

среда, 6 декабря 2017 г.


Стратегическая обстановка на советско-германском фронте к концу сентября 1941 года оставалась неблагоприятной для СССР. Превосходство в силах и инициатива действий находились на стороне врага. Однако и немецкие войска понесли крупные потери, а их попытка сходу прорваться к Москве была сорвана героической борьбой Красной Армии во время Смоленского сражения. 

В итоге 6 сентября 1941 года верховное командование вермахта отдало приказ о переходе войск на московском направлении к временной обороне и приступило к подготовке операции по захвату Москвы под кодовым названием "Тайфун". 

Замысел операции предусматривал мощными ударами окружить и уничтожить силы Красной Армии, прикрывавшие столицу в районах Брянска и Вязьмы, а затем обойти Москву с севера и юга. Штаб оперативного руководства Верховного Главнокомандования вермахта считал, что этот удар "сломает спинной хребет русского оборонительного фронта". 

Генерал Хайнц Гудериан писал: "Москва - это не только голова и сердце СССР. Это также центр связи, политический центр, самая индустриальная область и узел коммуникаций всей страны. … И если мы в Москве одержим победу над силами врага и выключим центральную сортировочную станцию Советского Союза, тогда перед нами падут и остальные его области".




понедельник, 4 декабря 2017 г.

4 декабря – 135 лет со дня рождения русского писателя-популяризатора, публициста Якова Исидоровича Перельмана (1882–1942) «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Занимательная механика», «Занимательные задачи и опыты»

                        



Трудно переоценить значение Вечного огня для каждого человека не только живущего в Москве, но и рожденного в бывшем Советском Союзе. Это память о миллионах погибших людей во время Второй Мировой войны и место славы российского оружия, где с особой остротой проявляется чувство патриотизма. Двадцать пятая годовщина победы над фашистами в боях, которые смогли сохранить независимость столицы, была отмечена перезахоронением останков неизвестного солдата. Его прах был перемещен с Ленинградского шоссе. Там он находился в братской могиле. Местом захоронения был выбран Александровский сад. Это событие произошло в 1966 году, а уже в 1967 появился памятник. Его выполнил талантливый скульптор Н.В. Томский.

В открытии мемориала, получившего название Могила неизвестного солдата, принимали участие руководители государства и выдающиеся люди. Вечный огонь на Красной площади в Москве был зажжен генеральным секретарем коммунистической партии и главой государства Леонидом Ильичом Брежневым. Он принял факел от героя войны летчика А.П. Маресьева. Искра огня, которая поддерживалась годами, была привезена с Марсова поля. В декабре 1997 года возле мемориала, указом Президента страны, был назначен пост номер один для почетного караула.

понедельник, 27 ноября 2017 г.


30 ноября – 350 лет со дня рождения английского писателя и политического деятеля Джонатана Свифта (1667–1745)



В начале 20-х годов XVIII века в своих письмах Свифт упоминает о неких путешествиях, которые позднее выльются в главное произведение всей его жизни «Путешествие Гулливера». Правдивые воспоминания бывалого моряка впервые были опубликованы в 1726 году. 







29 ноября – 215 лет со дня рождения немецкого писателя, сказочника Вильгельма Гауфа (1802–1827)















вторник, 14 ноября 2017 г.

 110 лет со дня рождения шведской писательницы Астрид Анны Эмилии Линдгрен

Шведская писательница, автор ряда всемирно известных книг для детей, в том числе «Карлсон, который живёт на крыше» и тетралогии про Пеппи Длинный чулок. На русском языке её книги стали известны и очень популярны благодаря переводу Лилианны Лунгиной.

четверг, 26 октября 2017 г.

175 лет со дня рождения В.В. Верещагина (1842-1904)





Верещагин - художник легендарной судьбы и славы. Для современников - и на родине, и в Европе - он не только выдающийся живописец, но и отчаянный революционер, порывающий с общепринятым в жизни и творчестве. Выдающийся талант и выдающаяся натура - быть может, как натура он даже значительнее и грандиознее, чем как талант. "Верещагин не просто только художник, а нечто большее", - записал Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: "Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее".
Верещагин никогда не писал по заказу, не склонялся на просьбы и увещевания, исходили ли они от властей, от критики или от публики. Человек обостренного до болезненности чувства достоинства, он более всего боялся потери независимости, того, что "последует, когда мне заткнут глотку деньгами", как он однажды выразился. Он не искал поддержки власть имущих, вообще избегал "писания и говорения с важными людьми", поскольку знал за собою особенность быть дерзким и даже грубым против воли. В официальных кругах ему платили тем же: относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными, а его самого готовы были числить главой нигилизма в русском искусстве. "Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным", - Верещагин всю жизнь верен этому принципу и в творчестве, и в убеждениях, и в отношениях с окружающими. В русском искусстве он стоит особняком. У него нет непосредственных учителей и прямых последователей. Он не связывает себя приверженностью ни к какому художественному объединению, стоит вне партий и кружков, не ищет и не принимает ничьих наград. В 1874 году Верещагин публично отказывается от предложенного ему звания профессора Академии художеств, мотивируя это тем, что считает "все чины и отличия в искусстве безусловно вредными". Этот поступок получает широкий резонанс: по существу, Верещагин первый из русских художников, кто решается гласно, открыто, демонстративно поставить себя вне традиционных порядков, - делает то, "что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же", - как прокомментировал его поступок Крамской