4 марта – 115 лет со дня рождения
художника-иллюстратора Константина Павловича Рокотова (1901–1959)
Биография и творческая деятельность
Дата рождения известного русского художника XVIII века Федора Степановича Рокотова точно не установлена. Однако исследователи в исповедных книгах московской церкви Великомученика Никиты на Старой Басманной, в приходе которой живописец имел в 1780-х годах собственный дом, обнаружили, что в 1787 году Рокотову был 51 год. Из этого можно заключить, что приблизительной датой его рождения можно считать 1735 или 1736 год.
Родился Федор в подмосковном имении князя П.И. Репнина Воронцово, крепостными которого были родители художника. Предположительно Рокотов был освобожден от крепостной зависимости еще в раннем возрасте. Подтверждением этому может служить быстрая карьера его в Петербургской Академии художеств и его подпись под «Правилами Московского английского клуба», членами которого могли быть только дворяне.
Во второй половине 1750-х годов Рокотов находился уже в Петербурге. Ему покровительствовал влиятельный И.И. Шувалов - куратор только что созданной Академии художеств. Именно он знакомит художника с выдающимся русским поэтом и ученым М.В. Ломоносовым и с известным гравером Е.П. Чемесовым. Как раз с Ломоносовым и Чемесовым связаны первые художественные работы Рокотова.
15 марта 1757 года был написан «Портрет молодого человека в гвардейском мундире». Сначала предполагалось, что эта работа является автопортретом. Однако позднее, когда былоустановлено, что Рокотов никогда в гвардии не служил, произведение получило нынешнее название. В 1758 году Рокотов пишет картину «Кабинет И.И. Шувалова» - дань популярному в XVII - XVIII веках жанру интерьерной живописи. При отсутствии людей мир вещей характеризует хозяев, и интерьер словно оживает.
Интересны «Портрет великого князя Петра Федоровича» (1758) и «Портрет М.Е. Шуваловой» (1759), в которых значительно проявляется влияние Антропова. Но уже к 1760-м годам Рокотов вполне самостоятелен. Кто был учителем Рокотова до его поступления в 1760 году в Петербургскую Академию художеств и кто из академических педагогов занимался с ним, неизвестно. Следует отметить несколько работ художника этого периода. К началу 1760-х годов относится «Портрет Е.Б. Юсуповой». В 1761 году Рокотов специально ездил в Петергоф писать «Портрет великого князя Павла Петровича» (Павлу тогда было всего семь лет); в 1762 году выполнен «Портрет Петра III».
28 июня 1762 года на престол вступила Екатерина II. И 16 октября Рокотов выехал в Москву на коронационные торжества, где написал парадный профильный портрет императрицы, служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии. Близок к «Портрету Екатерины II» по манере письма и парадный портрет ее фаворита графа Г.Г. Орлова (1762). В эти же годы Рокотов создал и два интересных интимных портрета: «Портрет И.Г. Орлова» известен в двух вариантах: в первом случае И.Г. Орлов изображен Рокотовым тихим и незаметным, во втором - хитрым, умным и энергичным человеком. Выразителен портрет известного государственного деятеля и писателя И.Л. Голенищева-Кутузова, дяди знаменитого полководца. К первой половине 60-х годов относится и «Портрет А.С. Тулиновой», один из немногих женских интимных портретов.
В 1765 году Рокотов, получив звание академика, покидает Петербург. Он возвращается в Москву теперь уже навсегда. В том же году был создан «Портрет В.И. Майкова». Это произведение - одно из самых ярких в искусстве XVIII века. В Москве Рокотов попадает в иную, по сравнению с Петербургом, атмосферу художественной жизни, более раскованную, сильно отличающуюся от петербургской официозности и казенности. В университете преподавали ученики М.В. Ломоносова - Н.Н. Поповский и А.А. Барсов. В 1760-е годы директором университета, а с 1778 года его куратором становится выдающийся русский поэт XVIII века М.М. Херасков. В 1769 году в Москву переезжает и Сумароков, а с конца 1770-х годов - Н.М. Новиков. В Москве у Рокотова появляется новый круг знакомств. По-видимому, часто бывал он в московском доме Струйских; до смерти Н.Е. Струйского (1796), поэта, коллекционера произведений искусств, архитектора, книгоиздателя, Рокотов оставался его другом и любимым художником. «Портрет Н.Е. Струйского» (1772) пострадал от времени, но, как ни странно, он от этого выиграл в своей выразительности: мерцающие краски, размытые контуры лица, горящие глаза - все это сделало образ Струйского экзальтированным и несколько таинственным.
К 1768 году художник выполнил серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, среди его моделей - И.Н. Тютчев, С.В. Гагарин, П.И. Вырубов. Уже этих работах проявляется стремление Рокотова к простоте даже в решении парадного портрета. Следующий период творчества художника связан с работой исключительно над интимным портретом. В это время складывается узнаваемая, «рокотовская», манера живописи. Среди его работ преобладают овальные портреты, причем форма холста подчеркивает общий ритмический строй произведения. То удаляя, то приближая фигуру, Рокотов дает ее в легком повороте, как правило, погрудно. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека. В рокотовской характеристике образа очень важны выразительность глаз и мимика, причем художник не стремится к конкретной передаче настроения, скорее, он хочет создать ощущение неуловимости, мимолетности чувств человека.
К началу 1770-х годов относится портрет «Неизвестная в розовом», к их середине - «Портрет И.И. Воронцова». Из портретов молодых людей, написанных Рокотовым в конце 1760-х - начале 1770-х годов, особо выделяются два: «Портрет неизвестного в треуголке» и «Портрет А.М. Римского-Корсакова».
В 1777 году Рокотов пишет портрет выдающегося русского поэта XVIII века А.П. Сумарокова. Портрет не лишен черт парадности. Но Сумароков-сановник в рокотовском портрете соседствует с Сумароковым-поэтом, Сумароковым-человеком. Несмотря на парадность, портрет отличается и индивидуализацией образа, и сложным психологизмом.
Овальный «Портрет Екатерины II» (1779) значительно отличается от более раннего профильного. Если прежде Рокотов идеализировал внешность, избегая всякой психологической характеристики, то теперь он передал ранее никем не изображаемые недостатки: двойной подбородок и мясистый нос, а также надменность, холодность, лукавство, самодовольство.
В пору своего творческого расцвета живописец создает галерею прекрасных женских образов: А.П. Струйской (1772), В.Е. Новосильцевой (1780), Е.В. Санти (1785), В.Н. Суровцевой (1780). Каждый из них глубоко индивидуален и по-своему прекрасен.
В 1780-е годы Рокотовым было создано одно очень интересное произведение - это «Обнаженная девочка». Картина эта не имеет аналогий в творчестве Рокотова - изображена обнаженная девочка, сидящая на холме на фоне холодного пейзажа.
К старости зрение художника ослабело, и ему приходилось «близко придвигать свои глаза к полотну». Отсюда и четко вырисованные детали на некоторых поздних рокотовских работах, и изменения в рисунке и цвете. Характерен в этом смысле «Портрет А.М. Писаревой» (1790-е годы). К этому времени относятся изображения супругов Бутурлиных, «Портрет П.А. Воронцовой» (около 1793 года).
Одна из последних работ Рокотова - «Портрет Н.П. Голицыной» . Время написания его в точности неизвестно. Предположительно, судя по возрасту изображенной (а она родилась в 1741 году), портрет можно датировать концом XVIII - началом XIX века. «Портрет Н.П. Голицыной» находился в усадьбе Ольгово под Москвой, и долгое время исследователи не знали о его существовании. Но когда портрет был найден, пришлось срочно обратиться к реставраторам. И реставраторы спасли его - очистили и укрепили живопись. Наталья Петровна Голицына послужила Пушкину прототипом для образа той самой роковой старухи в «Пиковой даме», у которой Герман пытался выведать секрет трех карт. С портрета Рокотова на нас смотрит угрюмое, но умное лицо старухи.
В последние годы жизни Рокотов не работал . Он почти ослеп и одиноко доживал свой век в собственном доме на Воронцовской улице в Москве. Самыми близкими его родственниками и наследниками явились племянники. К сожалению, о последнем десятилетии его жизни ничего неизвестно.
Умер Рокотов 12 декабря 1808 года. В кладбищенской книге Новоспасского монастыря записано: «Декабря 15 дня погребено тело на кладбище к башне академика Федора Рокотова».