Литературно - художественный вечер
«Штрихи к портрету»
К 90 - летию со дня рождения Б. Окуджавы
(09. 05. 1924 – 12. 06. 1997)
Форма: Литературно - музыкальный вечер
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация.
Участники: студенты 1 - 2 курсов
Сценарий произведения:
Ведущий 1:
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас в библиотеке на литературно-музыкальном вечере, посвященном творчеству Булата Шалвовича Окуджавы.
Ведущий 2:
…Ваганты, менестрели, скоморохи… а ведь есть ещё трубадуры, шансонье… Все эти слова в разные эпохи обозначали поющего поэта. В 20 веке в нашем языке появилось новое слово «поэт-бард». Бард – это тот, кто сочиняет стихи и мелодию, сам исполняет и аккомпанирует себе. Вместе с этим словом пришли в язык выражения «бардовская песня» и «авторская песня».
Ведущий 1:
Первыми поющими поэтами советской эпохи стали Михаил Анчаров и Булат Окуджава. За ними последовали Новелла Матвеева, Юрий Визбор, Александр Городницкий и другие. Это была первая волна авторской песни. И происходило это в 60 - ые годы, когда советские люди глотнули немного свободного воздуха, получили возможность высказывать свое мнение, свою точку зрения на общественную жизнь. Жанр авторской песни сформировался как явление независимое, оппозиционное официальному искусству. Нелегкой оказалась судьба бардов. Достаточно вспомнить о В. Высоцком и о А. Галиче, которые были гонимы властями.
Ведущий 2:
Авторская песня имеет и сторонников, и противников, но, раз появившись, продолжает волновать и манить нас. Чем? Наверное, искренностью, откровением.
Ведущий 1:
Песни Булата Окуджавы вошли в нашу жизнь в конце 50 - х годов как-то сразу и, как оказалось надолго. Поэзия Булата Окуджавы, одного из самобытнейших поэтов XX века, основоположника нового поэтико-музыкального жанра – авторской песни, долгое время "не замечалась", несмотря на бурную полемику в прессе и упрочивавшееся с годами всенародное признание. Впрочем, и сам он скептически относился к стремлению филологов анализировать свое творчество с целью понять, как из – слóва, мелодии и гóлоса – рождается его "богатство" – неповторимое очарование его стихов - песен.
Ведущий 2:
Окуджава в своих песнях обращался не к массе, а к личности, к каждому в отдельности. Да и сама манера его исполнения была спокойной и проникновенной. Он, скорее, не пел, а напевал свои песни., как будто тихо беседовал с вами.
Ведущий 1:
Окуджава родился 9 мая 1924 г. в Москве. До 1940 г. жил на Арбате. Арбат в лирической системе поэта стал символом мира, добра, человечности, благородства, культуры, исторической памяти.
Ведущий 2:
“Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое призвание...” невольно хочется пропеть каждому известные слова. Одновременно представляется такой добрый, улыбающийся образ Булата Окуджавы, подыгрывающего нашим словам на своей звонкой гитаре.
(Звучит песня (звучат стихи) Ах Арбат, мой Арбат…»)
Ведущий 1:
А ведь этой замечательной песне уже почти 40 лет. Однако она неизменно остается одной из самых любимых среди всех музыкальных произведений об Арбате, так как в ней выражена истинная любовь к этой улице. Окуджавой подобраны такие слова, которые выразили наиболее реальный образ Арбата, показали его лучшие стороны. Такие слова мог написать об Арбате только человек поистине влюбленный в эту улицу.
Ведущий 2:
Он всегда сюда возвращался. Когда в 37 - м его отец был арестован и расстрелян, а мать сослана в один из карагандинских лагерей, родственникам удалось его спрятать, чтобы спасти от детского дома для детей «врагов народа» Через 1,5 года он смог вернуться в родной арбатский двор, чтобы продолжить учебу в московской школе.
Ведущий 1:
Отсюда, не доучившись в 9-ом классе, он уйдет добровольцем на фронт. Вместо учебников необходимо было осваивать науку пехотного боя, овладевать профессией минометчика, пулеметчика, связиста. Был ранен и комиссован. Вот как с присущей ему иронией написал он позднее в стихотворении «Душевный разговор с сыном»:
Когда на земле бушевала война
И были убийства в цене,
Он раной одной откупился сполна
От смерти на этой войне.
Ведущий 2:
Еще при жизни Окуджавы существовало мнение, что его песни настолько обособлены, что писать музыку на его стихи не стоит. Но жизнь показала другое. Песни на его стихи были написаны ко многим кинофильмам. Наиболее удачным было сотрудничество с композитором И. Шварцем в работе над фильмами «Звезда пленительного счастья», «Соломенная шляпка», «Приключения Буратино», «Белорусский вокзал», «Белое солнце пустыни»…
(Кадр из фильма «Белое солнце пустыни с песней “Госпожа удача”) (фрагмент) (исполнение на гитаре Горшков Егор 13-АТ)
Ваше благородие госпожа разлука
Мы с тобой друзья давно вот какая штука
Письмецо в конверте погоди не рви
Не везет мне в смерти повезет в любви
Письмецо в конверте погоди не рви
Не везет мне в смерти повезет в любви
*
Ваше благородие госпожа удача
Для кого ты добрая а кому иначе
Девять граммов в сердце постой не зови
Не везет мне в смерти повезет в любви
Девять граммов в сердце постой не зови
Не везет мне в смерти повезет в любви
Ведущий 1:
С годами поэзия Окуджавы становилась более философской. В его стихах звучит мысль – человек должен при любых обстоятельствах сохранить свою честь, достойно пройти свой жизненный путь, хранить верность традиционным идеалам гуманистической культуры.
Ведущий 2:
В заключение нашей встречи прослушайте еще одну песня Булата Шалвовича Окуджавы.
(Звучит песня “Виноградную косточку в теплую землю зарою…”)
Виноградную косточку в теплую землю зарою, И лозу поцелую и спелые гроздья сорву, И друзей созову, на любовь свое сердце настрою. А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Собирайтесь-ка гости мои на мое угощенье, Говорите мне прямо в глаза чем пред вами слыву, Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья. А иначе зачем на земле этой вечной живу?
В темно-красном своем будет петь для меня моя дали, В черно-белом своем преклоню перед нею главу, И заслушаюсь я и умру от любви и печали. А иначе зачем на земле этой вечной живу?
И когда заклубится закат по углам золотея, Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву, Синий буйвол и белый орел и форель золотая. А иначе зачем на земле этой вечной живу?
|