понедельник, 16 мая 2016 г.



БУЛГАКОВ   МИХАИЛ    АФАНАСЬЕВИЧ 

(1891–1940)



Михаил Булгаков – выдающийся русский писатель и драматург, автор многих театральных пьес, фельетонов, киносценариев, оперных либретто. Родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье доцента, впоследствии профессора Киевской духовной академии. Он был старшим ребенком в семье, где помимо него было еще шесть детей. Окончив Первую Киевскую гимназию, Михаил, продолжив семейные традиции, поступил в Киевский университет на медицинский факультет. Об укладе жизни в его семье он позже напишет в романе «Белая Гвардия» и «Дни Турбиных», а о студенческих годах – в цикле рассказов «Записки юного врача».
В 1913 году будущий писатель женился на Татьяне Лаппе. У молодой четы были продолжительные финансовые проблемы, так как Булгаков был человеком порывистым и не умел экономить. Во время Первой мировой и Гражданской войны он работал фронтовым врачом. С 1917 года писатель стал принимать морфий, сначала в лечебных целях, а затем регулярно. В то же время он успевал работать врачом в госпитале Красного Креста. В 1921 году он переехал в Москву, где подрабатывал фельетонистом в некоторых столичных газетах и журналах. С 1923 года он был зачислен в Союз писателей. Вскоре повторно женился на Л. Е. Белозерской.
В 1926 году во МХАТе успешно ставилась пьеса «Дни Турбиных», которая очень нравилась И. В. Сталину. В тот же год в Театре им. Вахтангова проходила премьера пьесы «Зойкина квартира», имевшая большой успех. Несмотря на это, творчество писателя встречало резкую критику со стороны советской прессы. Через некоторое время у Булгакова возник замысел создания романа «Мастер и Маргарита». В 1929 году произошла встреча с Е. С. Шиловской, которая с 1932 года стала третье и последней женой писателя. К 1930 году многие пьесы перестали печатать и появляться на сцене. Когда он оказался в затруднительном материальном положении, то обратился к Сталину.

Вскоре его зачислили в Центральный театр рабочей молодежи в качестве режиссера. А в 1932 году во МХАТе он успешно поставил спектакль по произведению Гоголя «Мертвые души». На сцене МХАТа он выступал и как актер. Свой опыт работы в театре он позже описал в произведении «Записки покойника» или «Театральный роман». В 1939 году писатель работал над пьесой «Батум» об Иосифе Сталине, а также над либретто «Рашель». Тогда же он с коллегами предпринял поездку в Грузию, после которой его здоровье резко ухудшилось. Вернувшись, он начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита». М. А. Булгаков умер 10 марта 1940 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.




   

пятница, 4 марта 2016 г.

4 марта – 115 лет со дня рождения художника-иллюстратора  Константина Павловича Рокотова (1901–1959)


Биография и творческая деятельность


Дата рождения известного русского художника XVIII века Федора Степановича Рокотова точно не установлена. Однако исследователи в исповедных книгах московской церкви Великомученика Никиты на Старой Басманной, в приходе которой живописец имел в 1780-х годах собственный дом, обнаружили, что в 1787 году Рокотову был 51 год. Из этого можно заключить, что приблизительной датой его рождения можно считать 1735 или 1736 год.
Родился Федор в подмосковном имении князя П.И. Репнина Воронцово, крепостными которого были родители художника. Предположительно Рокотов был освобожден от крепостной зависимости еще в раннем возрасте. Подтверждением этому может служить быстрая карьера его в Петербургской Академии художеств и его подпись под «Правилами Московского английского клуба», членами которого могли быть только дворяне.
Во второй половине 1750-х годов Рокотов находился уже в Петербурге. Ему покровительствовал влиятельный И.И. Шувалов - куратор только что созданной Академии художеств. Именно он знакомит художника с выдающимся русским поэтом и ученым М.В. Ломоносовым и с известным гравером Е.П. Чемесовым. Как раз с Ломоносовым и Чемесовым связаны первые художественные работы Рокотова.
15 марта 1757 года был написан «Портрет молодого человека в гвардейском мундире». Сначала предполагалось, что эта работа является автопортретом. Однако позднее, когда былоустановлено, что Рокотов никогда в гвардии не служил, произведение получило нынешнее название. В 1758 году Рокотов пишет картину «Кабинет И.И. Шувалова» - дань популярному в XVII - XVIII веках жанру интерьерной живописи. При отсутствии людей мир вещей характеризует хозяев, и интерьер словно оживает.
Интересны «Портрет великого князя Петра Федоровича» (1758) и «Портрет М.Е. Шуваловой» (1759), в которых значительно проявляется влияние Антропова. Но уже к 1760-м годам Рокотов вполне самостоятелен. Кто был учителем Рокотова до его поступления в 1760 году в Петербургскую Академию художеств и кто из академических педагогов занимался с ним, неизвестно. Следует отметить несколько работ художника этого периода. К началу 1760-х годов относится «Портрет Е.Б. Юсуповой». В 1761 году Рокотов специально ездил в Петергоф писать «Портрет великого князя Павла Петровича» (Павлу тогда было всего семь лет); в 1762 году выполнен «Портрет Петра III».
28 июня 1762 года на престол вступила Екатерина II. И 16 октября Рокотов выехал в Москву на коронационные торжества, где написал парадный профильный портрет императрицы, служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии. Близок к «Портрету Екатерины II» по манере письма и парадный портрет ее фаворита графа Г.Г. Орлова (1762). В эти же годы Рокотов создал и два интересных интимных портрета: «Портрет И.Г. Орлова» известен в двух вариантах: в первом случае И.Г. Орлов изображен Рокотовым тихим и незаметным, во втором - хитрым, умным и энергичным человеком. Выразителен портрет известного государственного деятеля и писателя И.Л. Голенищева-Кутузова, дяди знаменитого полководца. К первой половине 60-х годов относится и «Портрет А.С. Тулиновой», один из немногих женских интимных портретов.
В 1765 году Рокотов, получив звание академика, покидает Петербург. Он возвращается в Москву теперь уже навсегда. В том же году был создан «Портрет В.И. Майкова». Это произведение - одно из самых ярких в искусстве XVIII века. В Москве Рокотов попадает в иную, по сравнению с Петербургом, атмосферу художественной жизни, более раскованную, сильно отличающуюся от петербургской официозности и казенности. В университете преподавали ученики М.В. Ломоносова - Н.Н. Поповский и А.А. Барсов. В 1760-е годы директором университета, а с 1778 года его куратором становится выдающийся русский поэт XVIII века М.М. Херасков. В 1769 году в Москву переезжает и Сумароков, а с конца 1770-х годов - Н.М. Новиков. В Москве у Рокотова появляется новый круг знакомств. По-видимому, часто бывал он в московском доме Струйских; до смерти Н.Е. Струйского (1796), поэта, коллекционера произведений искусств, архитектора, книгоиздателя, Рокотов оставался его другом и любимым художником. «Портрет Н.Е. Струйского» (1772) пострадал от времени, но, как ни странно, он от этого выиграл в своей выразительности: мерцающие краски, размытые контуры лица, горящие глаза - все это сделало образ Струйского экзальтированным и несколько таинственным.
К 1768 году художник выполнил серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, среди его моделей - И.Н. Тютчев, С.В. Гагарин, П.И. Вырубов. Уже этих работах проявляется стремление Рокотова к простоте даже в решении парадного портрета. Следующий период творчества художника связан с работой исключительно над интимным портретом. В это время складывается узнаваемая, «рокотовская», манера живописи. Среди его работ преобладают овальные портреты, причем форма холста подчеркивает общий ритмический строй произведения. То удаляя, то приближая фигуру, Рокотов дает ее в легком повороте, как правило, погрудно. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека. В рокотовской характеристике образа очень важны выразительность глаз и мимика, причем художник не стремится к конкретной передаче настроения, скорее, он хочет создать ощущение неуловимости, мимолетности чувств человека.
К началу 1770-х годов относится портрет «Неизвестная в розовом», к их середине - «Портрет И.И. Воронцова». Из портретов молодых людей, написанных Рокотовым в конце 1760-х - начале 1770-х годов, особо выделяются два: «Портрет неизвестного в треуголке» и «Портрет А.М. Римского-Корсакова».
В 1777 году Рокотов пишет портрет выдающегося русского поэта XVIII века А.П. Сумарокова. Портрет не лишен черт парадности. Но Сумароков-сановник в рокотовском портрете соседствует с Сумароковым-поэтом, Сумароковым-человеком. Несмотря на парадность, портрет отличается и индивидуализацией образа, и сложным психологизмом.
Овальный «Портрет Екатерины II» (1779) значительно отличается от более раннего профильного. Если прежде Рокотов идеализировал внешность, избегая всякой психологической характеристики, то теперь он передал ранее никем не изображаемые недостатки: двойной подбородок и мясистый нос, а также надменность, холодность, лукавство, самодовольство.
В пору своего творческого расцвета живописец создает галерею прекрасных женских образов: А.П. Струйской (1772), В.Е. Новосильцевой (1780), Е.В. Санти (1785), В.Н. Суровцевой (1780). Каждый из них глубоко индивидуален и по-своему прекрасен.
В 1780-е годы Рокотовым было создано одно очень интересное произведение - это «Обнаженная девочка». Картина эта не имеет аналогий в творчестве Рокотова - изображена обнаженная девочка, сидящая на холме на фоне холодного пейзажа.
К старости зрение художника ослабело, и ему приходилось «близко придвигать свои глаза к полотну». Отсюда и четко вырисованные детали на некоторых поздних рокотовских работах, и изменения в рисунке и цвете. Характерен в этом смысле «Портрет А.М. Писаревой» (1790-е годы). К этому времени относятся изображения супругов Бутурлиных, «Портрет П.А. Воронцовой» (около 1793 года).
Одна из последних работ Рокотова - «Портрет Н.П. Голицыной» . Время написания его в точности неизвестно. Предположительно, судя по возрасту изображенной (а она родилась в 1741 году), портрет можно датировать концом XVIII - началом XIX века. «Портрет Н.П. Голицыной» находился в усадьбе Ольгово под Москвой, и долгое время исследователи не знали о его существовании. Но когда портрет был найден, пришлось срочно обратиться к реставраторам. И реставраторы спасли его - очистили и укрепили живопись. Наталья Петровна Голицына послужила Пушкину прототипом для образа той самой роковой старухи в «Пиковой даме», у которой Герман пытался выведать секрет трех карт. С портрета Рокотова на нас смотрит угрюмое, но умное лицо старухи.
В последние годы жизни Рокотов не работал . Он почти ослеп и одиноко доживал свой век в собственном доме на Воронцовской улице в Москве. Самыми близкими его родственниками и наследниками явились племянники. К сожалению, о последнем десятилетии его жизни ничего неизвестно.
Умер Рокотов 12 декабря 1808 года. В кладбищенской книге Новоспасского монастыря записано: «Декабря 15 дня погребено тело на кладбище к башне академика Федора Рокотова».




суббота, 20 февраля 2016 г.

23 февраля
   праздник для настоящих мужчин. 
Тех, которые прошли настоящую войну, и тех, кто стоит на страже Родины. Тех, кто отслужил в рядах армии и тех, кто только готов их пополнить. 
   Этот праздник – это память сыновей и дочерей тех, кто отдал свою жизнь за свободу Родины, за Вашу с нами свободу и независимость. Но 23 февраля – это не только праздник для людей в погонах, но и наших защитников в каждодневной жизни, тех, на кого мы опираемся в трудную минуту, кто нас защищает от жизненных невзгод и поддерживает нас. 
   Дорогие наши мужчины! Желаем Вам здоровья, гармонии, любви, всегда и во всем быть на высоте и всю жизнь оставаться для нас, женщин, идеалами, а для своих преемников – образцом мужества и мужественности.
   Сегодня мы живем мирно - любим, мечтаем, трудимся для лучшей жизни. И так будет всегда, пока с нами есть наши дорогие защитники, которым в день 23 февраля адресованы мои поздравления! Я желаю вам львиной храбрости, нерушимого здоровья и длинную череду счастливых лет!


четверг, 11 февраля 2016 г.

14 Февраля-
   тот удивительный день, когда можно и нужно смело признаваться в любви. Более того — сообщить о переполняющих чувствах виновнику пожара в своем сердце можно без единого слова! Достаточно подарить ему (или ей) маленькое бумажное сердечко. День святого Валентина — любимый праздник людей всех возрастов. Его обожают те, кто уже встретил свою половинку, и ждут, чтобы попросить о любви люди, которым еще не улыбнулось сердечное счастье. Откуда же он появился, и что привело его в современную Россию?

Вечная история любви
   Исторические факты говорят о том, что прототип Дня влюбленных существовал еще в Древнем Риме. Чтобы повысить рождаемость древние римляне придумали необычный эротический фестиваль — Луперкалии. 14 февраля здесь чествовали богиню Юнону — покровительницу женщин, материнства и брака. Все незамужние девушки писали на пергаменте свои имена и опускали их в общую корзину. Холостые парни, полагаясь на счастливый случай, выбирали себе подружку на ближайший год вслепую.
На следующий день 15 февраля самые красивые юноши обнаженными бегали по городу и хлестали ремнями встречных женщин. Римские красавицы не противились ритуалу, а охотно подставляли парням свое тело, скинув предварительно одежду. Подобные праздники были приняты и у других языческих народов.
В средние века обычай выбирать себе на год подружку проявился в Англии. Молодые люди, подобно древним римлянам, вытаскивали из урны записки с именами дам. Между совпавшими парами возникали отношения, они становились друг для друга Валентином и Валентиной.

История Святого Валентина
   Своего небесного покровителя праздник любви обрел в 496 году. Только тогда Римский Папа провозгласил 14 февраля Днем святого Валентина. Кем же был загадочный Валентин? Существует несколько легенд, повествующих о судьбе главного святого всех влюбленных.
   По одной из них Валентин был узником, попавшим в тюрьму за исцеление больных с помощью неведомой силы. Люди не забывали своего спасителя и несли ему записки. Однажды записка попала в руки охранника, который, поверив в способности юноши, попросил его исцелить свою слепую дочь. Лекарь, который, кстати, был хорош собой, согласился и вылечил девушку от недуга. Увидев белый свет и красивого парня, юная особа тут же влюбилась в своего спасителя.
Эта история имеет печальный финал — 14 февраля влюбленный юноша был казнен. Зная о том, что ему осталось жить совсем недолго, он написал своей возлюбленной и всем близким людям записки с признаниями. Отсюда и зародилась традиция дарить друг другу валентинки.
   По другой красивой, но тоже печальной легенде, Валентин был римским священником, служившим в третьем веке нашей эры. Хорошо известно, что в те времена существовал запрет на женитьбу солдат — создавать семьи воинам запретил Юлий Клавдий II, считавший, что жены мешают мужчинам спокойно воевать и защищать родину.
   Священник Валентин вопреки строгим запретам продолжал венчать влюбленных солдат, за что и был приговорен к смертной казни. Находясь в тюрьме, юный священник безумно влюбился в прелестную дочь надзирателя. Девушка тоже ответила ему взаимностью, но о том, что парень неравнодушен к ней она узнала только после его смерти. В ночь на 14 февраля влюбленный Валентин написал даме своего сердца красивое признание в сердечных чувствах, а утром смертный приговор бы приведен в исполнение.

Как появились валентинки
   В древние времена влюбленные признавались в горячих чувствах словами, песнями и танцами. И только в 15 веке юноши и девушки дарили друг другу любовные записки. Одна из таких валентинок до сих пор находится в британском музее — это красивое любовное признание Герцога Орлеанского обожаемой супруге, написанное в тюрьме.
Пик популярности приходится на 18 век, тогда валентинки дарили друг другу вместо цветов и подарков. Особой любовью самодельные цветные открытки пользовались в Англии. Их подписывали стихами, прокалывали иголками, чтобы получить кружева, и окрашивали с помощью трафаретов и чернил. Даже рядом с современными открытками, выпущенными в типографии, старинные сердечки выглядят шикарно.

День святого Валентина в различных странах
   Во многих странах День святого Валентина давно вышел за рамки древних обычаев и утратил католический оттенок. Своим праздником его считают все, в чьем сердце живет любовь. Во Франции принято дарить в День влюбленных драгоценные украшения, а американцы по традиции преподносят своим возлюбленным марципаны. Японцы подслащивают жизнь своих половинок шоколадными фигурками, а женщины одаривают рыцарей своего сердца ценными подарками.
Британские девушки рано утром выглядывают в окошко в ожидании своего суженого — считается, что первый прохожий и есть тот, кому суждено стать судьбой. Но это не самый удивительный обычай страны. 14 Февраля британцы посылают нежные любовные послания не только всем родственникам и знакомым, но и своим обожаемым домашним животным.
Интересно, что в Саудовской Аравии 14 Февраля находится под строгим запретом. На каждого, кто посмеет вспомнить о нем, накладывается штраф.
   В России о Дне влюбленных узнали в начале девяностых. Он быстро полюбился молодежи и сразу стал любимым светским праздником. Сейчас его отмечают люди всех поколений — это замечательный повод подарить подарок и признаться в любви дорогому человеку.



пятница, 5 февраля 2016 г.

Добролюбов Николай Александрович
(1836—1861), литературный критик и публицист.
   Родился 5 февраля 1836 г. в Нижнем Новгороде в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848—1853 гг.). В 1857 г. окончил Главный педагогический институт в Петербурге.
Ещё будучи студентом, организовал нелегальный кружок, выпускал рукописную газету «Слухи», возглавлял студенческие выступления против правительства. В      1856 г. познакомился с Н. Г. Чернышевским, затем с Н. А. Некрасовым и в следующем году начал постоянную работу в журнале «Современник»: писал публицистические статьи, фельетоны и стихотворные пародии.
Сотрудничал также в «Журнале для воспитания» (1857—1859 гг.). По убеждениям Добролюбов был социалистом-утопистом, по духу — просветителем. В 1858 г. он печатает статьи, где излагает свои литературно-эстетические, философские и исторические взгляды: «О степени участия народности в развитии русской литературы», «Первые годы царствования Петра Великого», «Русская цивилизация, сочинённая г. Жеребцовым».
   В 1859— 1860 гг. появились литературно-критические статьи «Что такое обломовщина?» (о романе И. А. Гончарова «Обломов»), «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве» (о пьесе А. Н. Островского «Гроза»), «Когда же придёт настоящий день?» (о романе И. С. Тургенева «Накануне»). В этих статьях Добролюбов использует выработанный им метод «реальной критики»: «…толковать о явлениях самой жизни на основании литературного произведения, не навязывая, впрочем, автору никаких заранее сочинённых идей и задач».
Особенность Добролюбова-критика в умении соединять эстетический анализ литературных образов с исследованием реальной жизни, которая эти образы породила. Добролюбов отстаивал принципы реализма и народности, выдвигал идею гражданственности литературы: общественное служение — высший критерий деятельности художника. Блистательный критик, для аргументации он использовал различные художественные приёмы: ироническое восхваление, язвительную пародию в стихах и прозе, фельетон и т. п.
   В мае 1860 г. Добролюбов выехал за границу для лечения туберкулёза. Он жил в Германии, Швейцарии, во Франции, более полугода в Италии, где написал серию статей в поддержку освободительного движения Дж. Гарибальди («Непостижимая странность», «Отец Александр Гавацци и его проповеди», «Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура»).
   В июле следующего года Добролюбов вернулся на родину, не поправив здоровья, и очень скоро острый туберкулёзный процесс и напряжённая работа свели его в могилу. Умер 29 ноября 1861 г. в Петербурге.






                                                                                     
                                                                                         
                    

                                                                           
                                             
                                                            
                                 

                                                                

четверг, 4 февраля 2016 г.




Стихи Агнии Барто (1906—1981)

   в нашей стране знает каждый ребенок. Ее книги печатались миллионными тиражами. 
   Эта удивительная женщина всю свою жизнь посвятила детям.
Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.
Литератором она стала благодаря курьезу. На выпускных зачетах в училище, где Барто прочла свое стихотворение "Похоронный марш", присутствовал А. В. Луначарский. Через несколько дней он пригласил ее в Наркомпрос и выразил уверенность, что Барто рождена писать веселые стихи. В 1925 году в Госиздате Барто направили в детскую редакцию. Агния Львовна с увлечением принялась за работу. Она училась у Маяковского, Чуковского, Маршака.
   Во время Великой Отечественной Барто много выступала по радио, ездила на фронт корреспондентом от газеты. В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором движения по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу "Найти человека" на радио "Маяк" удалось соединить 927 разлученных семейств. Первая книга прозы писательницы называется так и называется - "Найти человека".
   За свою писательскую и общественную деятельность Агния Барто неоднократно была награждена орденами и медалями. Она много ездила за рубеж, помогала детской интернациональной дружбе. Умерла писательница 1 апреля 1981 года, прожив долгую и такую нужную людям жизнь.
   Стиль ее стихов очень лёгкий, они легко запоминаются. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями так, как будто автор - их ровесница.